Справедливости ради нельзя не заметить, что за рубежом, бесспорно, знали о существовании в нашей стране почти всего, что оказалось на выставке. Но куда важнее один раз увидеть, чем семь раз услышать. Скажем, никогда прежде широкой публике не демонстрировали относительно новый ракетный комплекс высокоточного оружия "Искандер -Э", созданный в Коломне. Однако это для нас он относительно новый потому, что разработан еще в начале 90-х годов и отечественная конструкторская мысль давно пошла дальше. А за рубежом никто ничем подобным не располагает.
Специалисты помнят, как в годы перестройки, несмотря на протесты Генштаба, очарованные общечеловеческими ценностями Михаил Горбачев и Эдуард Шеварднадзе взяли да и, по сути, безвозмездно подарили американцам соглашение о добровольном уничтожении Советским Союзом только созданного тогда превосходного оперативно-тактического ракетного комплекса "Ока", который был головной болью натовских генералов. И лишь теперь ей на смену пришел "Искандер", только с еще более внушительными боевыми характеристиками. Попасть в колышек за 280 километров от пусковой установки - это про него. А реальная цель для "Искандера" - это малоразмерные и упрятанные в броню, бетон, под землю командные пункты и узлы связи, стартовые позиции вражеских ракет. Большая дальность стрельбы, возможность залпа из глубины расположения своих войск, мощный комплекс преодоления противоракетной обороны, малое время развертывания делают "Искандера" практически неуязвимым для обычных средств поражения.
Вообще на выставке в Нижнем Тагиле было много такого, мимо чего иностранные спецы пройти просто не могли. Скажем, знаменитый конструктор основного американского танка "Абрамс" Филипп Адамс первым делом взобрался на броню нашего Т-90С, заглядывал в люки, ощупывал приборы наблюдения и прицелы. Делал это до того дотошно, что не уложился и за час. Конечно, было бы интересно узнать мнение мистера Адамса о российской боевой машине в сравнении с заокеанским аналогом. Но ни мне, ни другим журналистам это не удалось. Гость разговаривать с прессой без разрешения своего консула отказывался. Но где в Нижнем Тагиле разыщешь консула США? На фоне этой неразговорчивости невольно закрадывались сомнения: а мы-то не слишком ли открыты, когда речь идет о российском оружии?
На предложение госкомпании "Росвооружение" съездить в Нижний Тагил откликнулись сразу 443 представителя из 35 стран мира. Поэтому мало кто сомневается, что относительно скромные цифры выручки от продажи нашего оружия, в прошлом году составившие около 3,5 млрд. долларов, могли бы быть значительно больше, если бы не политические причины, практически закрывшие от нас рынки стран, ориентированных на Запад. Например, в Штатах нет и не скоро появится хоть что-то подобное нашему комплексу активной защиты танков "Арена", разработанному Коломенским конструкторским бюро машиностроения. Эта штуковина позволяет засечь выстрел противника или пуск противотанковой ракеты. В доли секунды навстречу делается собственный выстрел и снаряд на траектории разрушается взрывом далеко от своей брони. Американцы, по некоторым сведениям, хотели бы купить у нас "Арену". Но - только несколько экземпляров, чтобы испытать ее на собственном полигоне. Что ж, мы готовы продавать и этот комплекс кому угодно, но только большими партиями, приносящими солидный доход. А американцам ни к чему поддерживать своими долларами конкурента на мировых рынках - оборонку России. Впрочем, кое-что из военной продукции в нашей стране все же приходится покупать и Соединенным Штатам. К примеру, российские навигационные системы, которые появились на вооружении американского диверсионного подразделения "Морские котики". А всего это высококлассное оборудование закупили 25 стран для своих военных флотов.
Лично для меня "Уралэкспоармс-2000" обернулась приятным открытием. Многие собеседники, представляющие самые разные оборонные заводы и конструкторские бюро, утверждают: самый трудный период для их коллективов, пришедшийся на середину 90-х годов, когда госзаказ исчез как таковой, а долги по зарплате измерялись годами, скорее всего, позади. Долги людям в основном вернули, некоторые военные заводы заработали в две смены и набирают дополнительный персонал. Скажем, артзавод в Екатеринбурге, что называется, "лежавший на боку" 3-4 года. Когда-то здесь творили оружейные чудеса. К примеру, в конце шестидесятых годов в рамках сверхсекретной программы "Прогресс" сделали гелиевую пушку для нашей космической станции. Случись те самые "звездные войны" - и советские космонавты на орбите могли бы поражать спутники противника из этой пушки 23-миллиметровыми металлическими шариками.
Теперь, как рассказал конструктор завода Михаил Беспалов, и к ним пошел "хороший, длинный и дорогой заказ". Не космический, правда, а земной. И оказалось, что потенциал завода не потерян. Более того, за годы едва не приключившейся клинической смерти предприятия инженеры и конструкторы каким-то чудом сумели даже освоить новую продукцию. С 1995 года там готовы выпускать на экспорт артиллерийские системы с принятым в НАТО калибром 155 миллиметров. Вот только возить на показ за рубеж эту пушку заводу пока не на что. Так что экспозиция в Нижнем Тагиле подоспела весьма кстати.
Главная наша беда сегодня - мы можем делать чудесные вещи, но не для себя, а для иностранного военного дяди. Наши Вооруженные Силы пока заказывают крохи. Вот ведь Чечня со всей очевидностью показала, что средства индивидуальной защиты солдата на поле боя у нас ненадежны. Те же каски практически не изменились с Великой Отечественной войны и современным оружием пробиваются даже и с большого расстояния. А помните - у них слегка загнуты края? Руководитель Центра испытаний средств специальной защиты Анатолий Антипов прямо-таки ошарашил меня логикой этого "загиба". Оказывается, создатели стального раритета делали его, чтобы сабельный удар, пришедшийся в каску, ушел в сторону, не задев солдатское плечо. Где сегодня те сабли?
Выяснилось, что давно существует удобный и надежный титановый шлем, способный выдержать пистолетный и автоматный выстрел почти в упор. Понемногу его закупает только МВД, у армии нет денег. А в госпиталях, куда везут раненых из Чечни, врачи говорят, что самый распространенный снайперский выстрел боевиков - в голову, пусть даже в каску.
Словом, в Нижнем Тагиле было что посмотреть, чем возгордиться и вокруг чего погоревать. Но мне показалось, что самой лучшей рекламой российского оружия стал не "Искандер" и не Т-90С. Лучшая реклама - обычная "тридцатьчетверка" с гвардейским значком на башне, скромно стоявшая рядом с современными собратьями, а потом вместе с ними прогрохотавшая мимо трибун. Этот танк выпущен на местном "Уралвагонзаводе" в мае сорок пятого. И с той поры стоял на постаменте у заводской проходной. А перед выставкой перед постаментом насыпали гору земли, Т-34 заправили, он взревел, будто и не прошло полувека, сам сполз с памятника и приехал на полигон.
Есть ли в мире еще хоть одна боевая машина, которая способна на такой марш?