«Вести недели» показывают трогательный сюжет про предварительное голосование в Ненецком округе. На головы удивленным ненцам-оленеводам сваливаются вертолеты с членами избирательных комиссий и всем необходимым для работы в тундре: масками, перчатками, дезинфекторами. Облачив в средства защиты северян, до того момента лишь по радио слышавших о вирусах на Большой земле, их приглашают в чум — импровизированный участок для голосования...
Это, напомню, не кино абсурда, а телерепортаж, из которого следует: свершается очень важное в жизни кочевников действо — голосование за семью, состоящую исключительно из мужчины и женщины и еще за две сотни изменений в Основной закон. Чувство дежавю при этом настигает каждого, кто листал когда-нибудь старые журналы «Огонек». Там тоже голосуют в чумах, в избах-читальнях и даже на дрейфующих льдинах за нерушимый блок коммунистов и беспартийных. «Никогда такого не было, и вот опять!» — умри, но лучше Черномырдина не скажешь.
По законам жанра телесюжет завершается заверениями главы ЦИК Эллы Памфиловой: она и ее подчиненные сделают все, чтобы после голосования не возникло ни малейших вопросов к легитимности процедуры. Однако вопросы возникли еще задолго до начала массового волеизъявления, хотя поначалу ЦИК пытался от них отмахнуться. 11 июня Элла Памфилова заявила, что комиссия изучила ряд жалоб на принуждение участвовать в электронном голосовании, но ни одна из них не подтвердилась. Однако она пообещала предметно проверить подобные заявления «на всех уровнях» и, если они подтвердятся, «не давать спуску» нарушителям.
А тем временем соцсети уже пестрели сигналами о массовом принуждении к голосованию. Работников бюджетных предприятий якобы обязывают предоставлять логины и пароли к сайту госуслуг, авторизация через который необходима для участия в электронном голосовании. В Петербурге, как сообщил специально для Эллы Памфиловой сайт «Фонтанка.ру», начался процесс «великого переселения электората». Сотрудников госучреждений настоятельно просят зарегистрироваться на портале госуслуг, открепиться от места регистрации и поучаствовать в плебисците через «нужные» участки. Одновременно чиновники развили бурную деятельность по обработке социально незащищенных категорий граждан.
О том, что происходит в блогосфере, сообщила Екатерина Конасова, ведущая YouTube-канала с 810 тысячами подписчиков, которой предложили прорекламировать поправки к Конституции. Не бесплатно. «Нужно объяснить доступным языком, что поправки — это не зло, а благое дело, — рассказала блогерша. — Что всем нужно принять участие в голосовании. Без откровенной агитации за или против, просто с положительным намеком. Тему лучше преподнести трогательно: под соусом материнства, детства...»
По словам Конасовой, она заметила у некоторых известных людей посты с фразами, которые ей присылали в «техническом задании» на рекламу поправок. Среди них популярные артисты, телеведущие, звезды шоу-бизнеса, известный интернет-дизайнер.
Член Общественной палаты Москвы Илья Массух сообщил, что палата получила 32 жалобы на принуждение к электронному голосованию по поправкам к Конституции и на настойчивое информирование о возможности проголосовать через интернет. Массух, понятное дело, успокоил общественность: «Эксцессы на местах очевидны, никто никакой команды не давал. Но на местах, видимо, рвение выслужиться выше, чем нарушение закона. Принуждение к электронному голосованию, а главное, требование отчетности от граждан — это явное нарушение законодательства».
Осталось только выяснить, кто и когда будет разбираться с такими нарушителями закона, что им грозит...
ЦИК отрапортовал, что отрабатывает 17 жалоб на принуждение к голосованию по поправкам к Конституции: восемь жалоб поступило из Москвы, девять — из Петербурга. Заявители указывают на ГУП «Московский метрополитен», ГКУ «Пожарно-спасательный центр», «ПИК-Комфорт» и школы № 1206 и № 1358. Из Петербурга сообщают о нарушении прав избирателей со стороны жилищного комитета и комитета по культуре, администраций Кировского и Курортного районов. По этому поводу Центризбирком вынужден был направить обращения мэру Москвы, главе Петербурга, прокурорам двух городов и избиркомам. Вот и посмотрим, кого посадят за надругательство над законом.
Хотя не будем столь наивными, это вовсе не «отдельные перегибы на местах», это заработала система, задействован так называемый административный ресурс. И далеко не все избиратели рискуют жаловаться.
Впрочем, и власти не ограничиваются примитивным принуждением. К кнуту прилагаются пряники. Правительство Москвы с 25 июня запускает «программу субсидирования потребительского спроса «Миллион призов» с раздачей подарочных сертификатов для оплаты товаров. Но получить сертификаты можно, только приняв участие в голосовании. А в Красноярске не стали размениваться по мелочам. О викторине на знание Основного закона, победители которой получат квартиры и машины, объявило красноярское отделение Ассоциации юристов России. Принять участие в веселом розыгрыше можно будет прямо рядом с избирательными участками. Представляете: угадали, что семья — это мужчина и женщина — и получите ключи. Как вам придумка?
Элла Памфилова отреагировала так: «Мы им запретить не можем, это не в нашей компетенции. Нравится, не нравится — имеют право. Скажу честно: никаких установок по явке нет. Было бы странно, если бы я сказала, что мы вообще не заинтересованы в явке. Конечно, мы заинтересованы, чтобы люди приходили. Но есть разумные границы, есть границы приличия...»
Про приличия — это уже лишнее. Какие уж приличия, если завлекать граждан разрешают таким вот образом, раздавая неизвестно кем оплаченные пряники в виде квартир и машин.
Хотя тоже не такая уж большая тайна.
P.S. Можно было бы добиваться явки и куда более дешевыми способами. Например, такой беспроигрышный ход: избирательные 100 граммов. Голосующий пьет до дна. Это чем-то будет напоминать практику советских времен, когда на избирательные участки люди шли за пирожками с повидлом и прочей выпечкой. Явка была едва ли не стопроцентной. Правда, потом государство почему-то вдруг исчезло...