Арбузы как барометр

Говорящие краски петербургской художницы Александры Овчинниковой

Петербурженка Александра Овчинникова, выпускница знаменитой 239-й математической «школы гениев», откуда вышли Алиса Фрейндлих, Борис Гребенщиков, Григорий Перельман, открыла новую выставку. Праздник для души, повод для раздумий...

Веселая избыточность, карнавальность, заряд любви, молодости и детского взгляда на жизнь — так оценили новую выставку Александры Овчинниковой коллеги-художники на открытии в галерее «АРТ.объект». Два месяца назад в Капелле были выставлены ее новые живописные работы, а сегодня зрителям предъявлена графика — рисунки на бумаге для скрапбукинга и на ситце, загрунтованном желатином. Затеи в ее стиле: обычного холста ей уже мало. Она любое отведенное ей пространство наполняет не только красками, но и стихами, игрой.

«Иногда языком объектов говорить легче, чем живописью, — рассказывает художница. — Но они недолговечны...» Еще и потому, что съедобны. Рыбу в желе в качестве арт-объекта заказывали? Произведения из морошки? Пироги из деревенской печи? Они ей равно удаются и на холсте, и на скатерти-самобранке. На выставках Овчинниковой можно встретить картины с сушеными грибами. Вот что бывает, когда художник повсюду ищет красоту, преобразовывая вокруг себя, казалось бы, самые прозаические вещи.

Успех сопутствовал ей с самого начала творческой карьеры. «Лучшим экспрессионистом современности» назвали Александру коллеги и специалисты уже после первых ее вернисажей, когда на холстах расцвели одуванчики, а от картин веяло летним зноем и спелым арбузом. Утомленный постмодернистскими изысками, зритель живо откликнулся на этот яркий праздник жизни. «Там, где хорошо» — называлась одна из первых выставок Александры. Казалось бы, пользуйся: пиши и дальше арбузы с грушами, они и в кризисное время хорошо продаются. Но колорит живописи Александры Овчинниковой в последние годы помрачнел, палитра поменялась, появились тревожные тона.

«Мне все говорят про жизнерадостность, но я никогда не стремлюсь писать веселые картинки, — признается Саша,- человек не может все время быть счастливым. Мне сейчас не нарисовать натюрморт с грушами, с арбузами. Открытые цвета теперь хочется обобщить, я стала видеть мир более цельным. Можно ведь в одной октаве сыграть произведение, а можно в другой».

Она так же стремительно перемещается в пространстве, как и работает. Каждую весну Саша встречает в Новгороде. «Март — мое любимое время, когда сочетание снега с белым цветом церквей идеально красиво», — говорит художница. В марте она писала пейзажи, а уже через неделю картины, написанные в этой поездке, висели в Капелле, и в книге отзывов можно было прочитать: «Спасибо за торжествующий Новгород!». И просто: «Любим, гордимся».

Старая Русса, Малая Вишера, Псков, Печоры, Изборск давно знают этот веселый десант. Александра высаживает из машины детей, дождавшихся школьных каникул, достает подрамник, стараясь загородиться дверью багажника от любопытных глаз прохожих. Часа три — и пейзаж готов. Художница признает, что пейзажи можно писать и в мастерской. Но только работа на месте придает картинам убедительность. «Красками — всегда на натуре, там находятся какие-то неожиданные сочетания, которых в голове нет, в природе они всегда другие, новые». Такие выезды на пейзажи она считает отдыхом.

Но главной темой Овчинниковой остается Петербург. Как и вепсская деревня, где ее семья живет каждое лето. Поразительно: исполненные света картины создаются в одном из самых мрачных по колориту районов — на Петроградской стороне. Но Саша ничего не выдумывает! То розовое солнце, которое появилось в пейзаже «Утро красит нежным цветом», можно было поймать, стоя в пять утра у холста. Из окон ее мастерской в Мытнинском переулке действительно открывается панорама из выстроенных в ряд куполов Спаса на Крови, Петропавловки, Инженерного замка, Казанского и Владимирского соборов. А если бы этот «Радужный город» еще и зазвучал, то мы бы услышали и мычание крупных животных из зоопарка. «Весной тут начинаются немыслимые вопли. Пошли с детьми смотреть, кто же это так орет? Оказалось, белый павлин», — рассказывает художница.

Она и в Париже встает на этюды в четыре утра. Когда к полудню возвращается с Монмартра, коллеги, приехавшие за художественными впечатлениями, только просыпаются. Еще одна драгоценная ее черта — никогда ни на что не жаловаться. Ни на черствое государство, ни на кризис, ни на галеристов: Она убеждена: начнешь искать несовершенства вне себя — потускнеют краски. А потому Саша если кого и попрекает, то только себя. Например, в лени: не успевает еще работать с учениками, хотя заниматься с детьми умеет и любит. Как там у Пастернака? «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой»...

P.S. Наблюдать за этими переменами творческой манеры настоящего большого художника — уже радость. В анонсе к новой выставке, которую можно увидеть до 25 июня, заявлено, что рисунки на бумаге для скрапбукинга будут обновляться. В результате выставка к ее окончанию может перемениться. И еще хорошая новость для тех, кто любит произведения Александры Овчинниковой: арбузы, исполненные «в другой октаве», снова появились в ее рисунках.