«Романтики есть всегда, но их не может быть много…»

Как живется в наш прагматичный век внучке Юрия Визбора?

Варя Визбор — актриса и певица. И любовь к музыке, и тягу к лицедейству она, похоже, унаследовала от знаменитого деда. И песни его она исполняет часто — правда, совсем в иной манере. Наш разговор проходит накануне очередного, уже 81-го дня рождения одного из главных советских романтиков. Впрочем, дело не в датах. Просто интересно поговорить с человеком, для которого понятие «связь поколений» — не пустой звук.

— Варвара, как, по-вашему, жилось бы Юрию Иосифовичу сегодня, когда прилагательное «прагматичный» является едва ли не высшей характеристикой человека?

— Я бы ответила так: его судьба и сейчас складывается счастливо: то, что он делал в ХХ веке, остается необходимым для многих людей. Иногда случаются вспышки повышенного интереса, как в прошлом июне, на юбилейной волне. Пресса и телевидение, конечно, особенно реагируют на круглые даты. Но память о человеке, интерес к его творчеству измеряются все-таки не публикациями и не передачами на ТВ, а тем, насколько он присутствует в жизни обычных граждан. Так вот, песни деда по-прежнему поют и слушают самые разные люди в самых разных обстоятельствах — я знаю это точно.

— Вы своего деда не застали. Как вы узнавали его? Чего в этом узнавании было больше — рассказов тех, кто его знал, или собственного поиска ответа на вопрос, каким он был?

— У нас в семье не было культа дедушки. Мне никто никогда не говорил банальности вроде того, что я должна хорошо учиться, потому что у меня был такой знаменитый дед и я ношу известную фамилию. Я знала, кто он, слышала, как о нем говорят старшие, но для меня он был просто вышедшим из дома дедом — веселым, отважным, добрым. А известный журналист, актер и автор песен — с этим я уже потом разбиралась. В подростковом возрасте я начала расспрашивать о нем и маму, и тех, кто с ним дружил. Я всерьез увлеклась музыкой, и мне стало очень интересно, как и почему он написал свои песни, откуда они возникали. Случалось и такое: услышу где-то песню, дома напою, спрашиваю домашних, не знают ли они слов (интернет тогда не существовал в нынешнем размахе), а мне в ответ: так это же написал твой дедушка! Так было с «До свиданья, дорогие», «Ночной дорогой», «Фанскими горами»...

— Бардовская песня золотое время пережила в 1960-1970-е. Тем, кто жил в те времена, она будет дорога до последнего вздоха, но для большинства молодых — это такая себе замшелая архаика. Тем не менее вы пробуете передать им эти песни в другом ключе. Получается?

— Песня живет ровно столько, сколько имеет отклик у слушателя. И если можно продлить этим песням жизнь, стоит попытаться. Мы с контрабасистом Сергеем Хутасом осуществляем музыкальный проект под названием «Визбор V.S. Хутас»: даем концерты, записали дебютный альбом «Земляника», куда вошло несколько песен Юрия Визбора. Меняется музыкальная подача, но ведь слова остаются прежними — и, уверяю, они по-прежнему находят путь к слушателям. Я же вижу, как светлеют у них лица. Они на многое в своей жизни начинают смотреть другими глазами.

 

Да, эти песни не ротируют на радиостанциях, а «Муз-ТВ» не снимает на них клипы, но это вовсе не означает, что «думающая» песня никому не нужна. Люди разные, и это нормально. Кто-то идет на попсовый концерт на стадион, кто-то — в джаз-клуб к Игорю Бутману, кто-то — в консерваторию. Где слушателей больше? Но стоит ли скрупулезно подсчитывать — в музыке цифры не главное. Всегда в цене настоящее, подлинное. Классика!

— Музыкальную подачу визборовских, да и других бардовских песен изменить, конечно, можно. Но мне кажется, проблема не в музыке, а в словах. В тех песнях есть романтика созидания и большого общего дела. Да и фон, на котором все происходит, совсем другой, не сегодняшний: горные пики, порожистые реки, непроходимая тайга, великие стройки. Сегодня, согласитесь, совсем иные ценности и обстоятельства.

— Думаю, похожие разговоры и споры происходили и полвека назад. Всегда есть те, кто парит, и те, кто старается не отрываться от грешной земли.

Но истые, беспримесные романтики, бессребреники встречаются в любые времена. Даже в нынешние. Просто их не может быть много. К тому же они, как правило, люди негромкие, стараются не засветиться. Вот и кажется, что они давно ушедшая натура. Но это не так. А вообще-то мы встречаем на своем пути то, что сами ищем, чего сами ждем: Сказать по правде, я так философствую нечасто, разве что когда на природу выбираюсь. А тут разошлась. Наверное, дедушкины гены сказываются.

— А вам не кажется, что из песен сегодня исчезли стихи — остались одни «тексты»? Может, поэзия нынче человеку не очень-то нужна?

— Еще как нужна! Поищите в Сети стихи Анны Ретеюм — это первое имя, что пришло на ум... Нет, хорошие поэты есть и сегодня, просто они не так знамениты, держатся в тени, не тиражируются миллионами. Ну так и что из этого? Мы привыкли слушать, читать и смотреть по подсказке, навязанной извне. Но в жизни человека обязательно случаются дни, когда он начинает прислушиваться к себе, к своей душе. На этот случай и существует поэзия.

У многих нынешних авторов песенных текстов, не исключено, лежит под подушкой томик Ахматовой, которую они читают, оставшись наедине с собой. А в заветной тетрадке — собственные стихи, написанные для друзей. Но продать их, наверное, нельзя.

— Это вы про то, что вдохновение приходит и уходит, а кушать хочется всегда? Как вы думаете, о чем бы пел сегодня Юрий Визбор?

— Ох, трудный вопрос. Мир очень изменился. У деда было обостренное чувство времени. И все же главные его темы нисколько не устарели, для многих они все так же важны: любовь, дружба, стремление реализовать себя. Так что своего слушателя он обязательно нашел бы.

— Как сохранить в семье ниточки между поколениями? У вас, Визборов, есть совет?

— Боюсь, ничем оригинальным я вас не удивлю. Эту самую ниточку мы получаем только от близких. Дети видят, как их родители относятся к дедушкам-бабушкам, любят их или нет: Мне, повторю, никогда не навязывали историй о дедушке или бабушке (Ада Якушева — первая супруга Юрия Визбора, поэтесса и журналистка. — «Труд»). Они как-то сами собой возникали — мама находила подходящий случай. Семейные истории можно передавать только так, как это происходило и 100, и 200 лет назад: в доверительном тихом разговоре старших с младшими, когда одному интересно говорить, а другому хочется слушать.

Штрихи

С дедом разминулась на полтора года

Варвара Визбор — внучка знаменитых бардов Юрия Визбора и Ады Якушевой. Дочка известного журналиста и энтузиаста авторской песни Татьяны Визбор. Профессиональная актриса и певица: в 2007-м окончила Театральное училище им. Щукина (мастерская П.Е. Любимцева), там же прошла магистратуру на кафедре пластической выразительности актера. Работала в театре «Школа современной пьесы» (2008-2010). С 2010 года — актриса «Театриума на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой.

С дедушкой на этом свете, к сожалению, разминулась — появилась на свет через полтора года после его безвременной кончины. Но с 1998 года участвует как исполнительница в бардовских вечерах памяти деда. В «Театриуме на Серпуховке» играет в спектаклях «Бай-бай, Храпелкин!», «Д-ракон», «Злодейские уроки, или Школа для нечисти», «Клоунцерт. Приключения в городе Я», «Летучий корабль», «Огниво», «Приключения волшебницы Натай».

С 2010 года совместно с контраба-систом Сергеем Хутасом выступает в эстрадно-джазовом коллективе «Визбор V.S. Хутас». Дебютный альбом группы «Земляника» вышел 20 марта 2015 года. Одновременно Варвара выпустила альбом «Магический плод» со студийным проектом «Тотъ Городъ» под руководством Михаила Максимова (Осико).