Знаменитая пловчиха Юлия Ефимова - о дисквалификации, тренировках в Америке и: кошках, которые к ней так и льнут
Чуть больше месяца осталось до важнейшего спортивного форума — чемпионата мира по водным видам спорта. 24 июля в Казани вступят в борьбу сильнейшие мастера бассейнов, вышек и водных дорожек, среди которых особое внимание будет приковано к Юлии Ефимовой. Самая титулованная российская пловчиха вернулась в большой спорт после дисквалификации. А корреспондент «Труда» смог отловить Золотую Рыбку мирового плавания для беседы.
— Юля, в нашем разговоре не обойтись без неприятной темы вашей дисквалификации. Поэтому давайте с нее начнем. Итак, что это было?
— Я пила препарат, каким спортсмены пользуются незадолго до соревнований, чтобы «подсушиться». В препарате оказалось небольшое количество запрещенного вещества. Теперь даже перед употреблением любого лекарства досконально консультируюсь с доктором и выполняю его рекомендации. Конечно, я до сих пор переживаю, что пострадала моя репутация и что любители спорта могут говорить: да все чемпионы употребляют допинг и это нормальное явление!.. Но я чиста сама перед собой, мне верят мои близкие и друзья.
— Кстати, пока вы находились в дисквалификации, произошли и другие скандалы с участием российских спортсменов. Немцы даже фильм сняли о повальном использовании допинга нашими легкоатлетами, а целая группа известных мастеров была дисквалифицирована и лишилась завоеванных наград.
— Не знаю всех подробностей, предшествовавших выходу того скандального немецкого фильма, но я не приемлю позицию тех, кто, попавшись на употреблении запрещенных препаратов, начинает кивать на своих коллег и обвинять их, причем зачастую голословно. Так ведут себя дети, но не взрослые люди. Каждый пойманный виноват сам. Лично я свою дисквалификацию считаю результатом собственной глупости. И никого другого не обвиняю. Но плавание вообще является одним из самых чистых видов спорта. Уже находясь в дисквалификации, я изучала истории своих товарищей по несчастью. Пловцы попадались нечасто — и всякий раз на препаратах, которые существенного улучшения результатов принести не могут. Например, какие-то капли в нос или мочегонное средство, в качестве которого можно использовать даже отвар петрушки.
— Юля, вы следили за мировым плаванием, пока не выступали полтора года?
— Конечно, особенно за своими потенциальными соперницами. И, честно говоря, ожидала в моих дисциплинах более высоких результатов. Может, в мое отсутствие они не так «заводятся» и не показывают своего максимума?
— Есть еще одна тема, которая вызывает споры экспертов и болельщиков. Почему вы предпочитаете тренироваться в США?
— В Америке в распоряжении моего наставника Дэвида Сало сразу два бассейна. И в наше тренировочное время никого из посторонних там нет. В России, увы, о таком приходится только мечтать. Кроме того, существуют разные подходы тренеров к спортсменам. В России тебя опекают — как маленького. Возможно, это неплохо, пока ты сам еще ребенок. Взрослому же спортсмену это мешает. Американский тренер определяет уровень нагрузки, но не гонит пловца из-под палки выполнять все указания, там у спортсмена больше свободы. Ну и конкуренция выше, а это важно даже в тренировочном процессе. За четыре года тренировок в Америке я почувствовала в себе больше уверенности и перестала бояться соперниц.
— Вас тренирует не только Дэвид Сало, но и отец. Его методики отличаются от американских?
— Папа — тренер высокого класса. Он «доводит» меня, контролирует. Дэвид только загружает. Бывало, перегружалась так, что температура подскакивала. А папа, наоборот, порой меня сдерживает. Например, если у меня запланирован разгрузочный день и я собираюсь просто «покупаться», папа может сказать: «Знаешь, лучше не иди вместе со всеми в бассейн, а то начнешь на других смотреть и в азарте заведешься...» В общем, Сало и отец хорошо дополняют друг друга.
— Обычно спортсмены много путешествуют, но мало видят: аэропорт — отель — стадион. У вас тоже так?
— Увы, так и происходит. Если пойдешь гулять до соревнований, устанешь и не сможешь должным образом настроиться на борьбу. Во время заплывов (они обычно дважды в день) вообще нет времени на что-то отвлечься. А после соревнований сразу улетаем. Например, я в Барселону прилетала на турниры раз пять, а что я видела? Да ничего! И лишь недавно, когда приехала туда на тренировочные сборы, пешком обошла исторические места и разглядела, какой это потрясающий город. А если еще хорошая компания и есть кому показать достопримечательности...
— А если друзья приедут в Россию, куда их повезете?
— К нам в Волгодонск. Там хорошо, уютно. Накормлю шашлыком, рыбой и раками, собственноручно пойманными.
— Неужели сами ловите?
— Конечно. Папа всему научил.
— А куда обычно направляетесь, когда прилетаете из США в Россию?
— Сначала в Ростов — сдавать зачеты и экзамены в институте. А потом обязательно домой — увидеть родню, друзей, многочисленное хозяйство. В Волгодонске у нас частный дом. Сначала там были кошка и собачка. Потом я завела себе персонального кота. Собиралась даже с собой в Америку взять, но много возни с прививками, таможней. Потом, когда я ненадолго приезжала в Волгодонск, ко мне на улице подбежал котенок, пришлось и его забрать в дом. Потом уже к папе подбежал котенок, потом — персонально к маме... А не так давно в мой день рождения в наш дом пришел еще один котенок, и мама не смогла его прогнать. Она так и сказала мне по телефону: «Это судьба». В общем, на данный момент кошачье поголовье достигло восьми жильцов...