Как же нам обустроить здравоохранение? Размышления врача с большим опытом
На текущей неделе президент Владимир Путин поручил правительству разобраться с причинами повышения смертности в стране и принять меры. В ответ Минздрав сообщил, что ухудшение демографических показателей связано со старением населения, неправильным образом жизни, а также зимней эпидемией простудных заболеваний, охватившей многие страны Европы. Реформу здравоохранения старательно обошли молчанием. Как же так: ни слова о главном!
Вот бесстрастные цифры Росстата: смертность в Москве за первый квартал выросла на 8%, а по России — на 4,9%. Если Конституция РФ объявляет человека высшей ценностью, то следует требовать сатисфакции от идеологов реформы здравоохранения. Ведь если нет конечного результата, значит, система буксует.
Всем набил оскомину постулат о доле ассигнований в процентном отношении к ВВП. Но начинать надо именно с этого показателя, поскольку ни в Москве, ни тем более в России бюджетное финансирование не соответствует действительной потребности. Роковым обстоятельством стало снижение доли здравоохранения в структуре единого социального налога с 4 до 2%, что сразу отразилось на работе отрасли. Появились «ножницы» между необходимостью приобретения оборудования, медикаментов, выплаты зарплат медикам и возможностями фонда ОМС. Сегодня через этот фонд идет все финансирование, и это можно было бы приветствовать, если бы не тарифы за МЭС — так называемый медико-экономический стандарт. Все без исключения лечебно-профилактические учреждения занимаются приписками и очковтирательством, лишь бы набрать объемы услуг, а летние месяцы для многих превращаются в цейтнот ввиду снижения количества пациентов и, соответственно, наработок.
Несколько слов о «святом» — фонде ОМС. Если мы берем зарубежный опыт за основу, то почему трансформируем этот опыт в худшие решения? Когда экономика была в развале, без фонда было не обойтись: он аккумулировал средства и помогал медучреждениям выжить. Но сейчас, когда появилось огромное количество страховых компаний, зачем дополнительный посредник между бюджетом и поликлиникой? Разумнее сократить часть сотрудников фонда и на оставшихся возложить контролирующие функции. А то ведь в страховых компаниях имеются свои эксперты, заинтересованные в том, чтобы экономить на услугах для пациентов.
Сейчас идет борьба с главными врачами как распорядителями кредитов. Хотя давно известна житейская мудрость: хорошо управляется то, до чего можно дотянуться рукой. Термин «держать руку на пульсе» не зря стал синонимом грамотного управления. Но как же трудно дотянуться из кабинета амбулаторного центра до филиала! А вот сладко поесть за счет других — это всегда пожалуйста.
Глава столичного социального блока Леонид Печатников — под огнем критики, но ведь, по сути, он прав: Москве не понадобится столько больничных коек, акцент в сторону амбулаторного звена оправдан. Остается сожалеть, что реформа здравоохранения проводится при отсутствии должного финансирования. Иначе не пришлось бы делать амбулаторный центр из обычной поликлиники, в ущерб ее работе с населением. Москва могла бы себе позволить построить новые амбулаторные центры, оснастить их с нуля, обучить персонал и распахнуть двери для пациентов. Что касается стационаров, то надо честно признать: они сегодня вынуждены осуществлять и социальную функцию. Ветеран с пенсией 12 тысяч рублей не может себе позволить нормальное амбулаторное лечение, особенно после падения курса рубля и тотальной зависимости от импортных лекарств. Шутка сказать — у нас даже витамин В12 — китайского производства!
Идея централизации лабораторной службы может сэкономить бюджетные деньги, если ее организовать должным образом. Чтобы пациент, пришедший в обед на прием, мог не только сдать анализы, но и оперативно получить результаты. Надо иметь курьерскую службу из студентов и пенсионеров, которые за 15 тысяч в месяц развозят интернет-заказы, а не гонять машины по городу, сжигая топливо в пробках, оплачивая труд водителей и сводя на нет потенциальную экономию. Плюс грамотное прикрепление, в том числе к крупным лабораториям стационаров, где у персонала нет права сна, однако это чаще всего только декларация...
Назначение руководителей медучреждений следует проводить гласно, по итогам открытых конкурсов, проводимых раз в пять лет — как на кафедрах. Сейчас назначения, как правило, кулуарные, а контракт на год понуждает заботиться не о поликлинике или больнице, а о собственной судьбе.
Монетизация медицинских услуг для льготной категории населения не дала других зримых результатов, кроме очередей в поликлиниках и колоссальной нагрузки на персонал. Врач должен назначить лечение, выписать рецепт, а остальное пусть берет на себя социальная служба. Ведь получать льготные лекарства можно где угодно — скажем, в отделах аккредитованных аптек или даже в пунктах одного окна. Конечно, такой лакомый кусок, как лекарства, Минздрав вряд ли отдаст. Ну да ладно, пусть чиновники организуют торги, а уже их результаты передают в социальную службу.
Что касается высокотехнологичной помощи, то тут квоты у меня как врача вызывают возмущение и стыд. Масса людей ждет очереди на операцию и вынуждена заключать договоры добровольного медицинского страхования, хотя они ведь тоже платят ЕСН. Вот откуда надо начинать — с высокотехнологичной помощи. Чтобы она оперативно оказывалась в каждой областной больнице, и «золотой час» не растворялся в ожидании квоты, как золото в «царской водке».
Ну и, конечно, коррупция, поборы... Я пытался это искоренить в подведомственном учреждении — платил высокие зарплаты, ставил видеокамеры, организовывал связь с пациентами. Что-то получалось, но не все. Серьезно наказать рядового врача или завотделением трудно, а отбить охоту к мздоимству еще сложнее. Надо ужесточать правовую базу — как с пересечением двойной сплошной или концентрацией алкоголя в крови у водителя. Тут есть ради чего постараться. Как справедливо заметил наш президент, «не воровать — это лучшее проявление патриотизма».
Национальная безопасность имеет пять составляющих: военная, экономическая, демографическая, информационная и духовно-нравственная. Состояние здравоохранения непосредственно влияет на все пять «китов», определяющих основы жизнедеятельности независимого государства. Выводы делайте сами.