Телепарк культуры имени отдыха

Первый канал представил два новых проекта, призванных улучшить настроение

Некий позитив нет-нет да и прорывается иногда на наши федеральные каналы. Конечно, их упорное стремление сделать из среднестатистического зрителя этакого сурового гражданина с каменным лицом, готового в любую минуту раскочегарить бронепоезд на запасном пути, никуда не делось. И все же исключения бывают.

Видимо, телевизионное начальство чувствует: уже перебор. Политизированность эфира последнего года в еще большей степени усилила отток молодого зрителя. И пропагандистская задача стала терять смысл. Промывать многочасовыми ток-шоу мозги немолодым домохозяйкам как-то не солидно. Следовательно, во что бы то ни стало надо возвращать к телеэкрану молодежь. А она, видимо, в силу своего неразумного возраста, как раз позитива и требует.

Мы уже не раз отмечали, что наиболее чутко на настроение аудитории всегда реагирует Первый канал. Вот и на этот раз он представил два новых проекта, призванных улучшить настроение. Начнем с шоу под названием «Парк», имеющего характерный подзаголовок «Новое летнее телевидение». Тут сочетание слов «парк» и «лето» само собой подразумевает изрядную дозу расслабленности, беззаботности и, если угодно, праздного дуракаваляния. И все это в программе присутствует, причем последний компонент — в наибольшей степени.

Помните у Задорнова забавную миниатюру о том, как мужики заинтересовались, пробьет ли пудовая гиря крышку люка, если ее бросить с третьего этажа? Стали бросать. Занятие, конечно, бессмысленное. Но интересно же! Вот и в «Парке» происходит много бессмысленного, но интересного. Гримеры колдуют над Стасом Пьехой и его сестрой, чтобы показать, как те будут выглядеть в старости. На российских денежных купюрах с помощью монтажа изображения одних достопримечательностей меняют на другие. «Человек — стальные челюсти» зубами перетаскивает автомобиль и прочие тяжести, а «женщина-паук» штурмует небоскреб в «Москва-Сити». Ну и так далее. Даже Денис Мацуев играет здесь на рояле, установленном на плавающей посреди знаменитого фонтана платформе, да еще в окружении флайбордов. А что? Прикольно! Не пьяные же десантники купаются — знаменитый пианист Чайковского исполняет! Впрочем, разве не из подобного же рода бессмысленных рекордов и трюков состоит знаменитая Книга рекордов Гиннесса?

Наличествуют в «Парке» и вполне привычные телевизионные форматы, в том числе и культурного содержания. Встречи со знаменитостями и их семьями, музыкальные и цирковые номера, новости шоу-бизнеса, приколы из интернета, экзотические рецепты от шеф-поваров. Все вместе это и должно создать летнее настроение. Получается ли? Во многом — да. Способствует этому и место съемки — Парк культуры и отдыха имени Горького. И участие в процессе тысяч его обычных посетителей, непосредственных свидетелей происходящего. И главное — в совершенстве освоенная каналом практика телевизионных съемок во всех ракурсах, в движении, с воздуха, с воды. О, этот бесценный опыт Олимпиады!

Но при всем том ответить на вопрос, удачен ли этот проект, однозначно нельзя. Двухчасовой «Парк» утомляет многообразием номеров и неумолкаемым стрекотом ведущих. Их стремление непременно сделать «интересно» многим кажется навязчивым и суетливым. Да и нет такого зрителя, которому в равной степени были бы близки подвиги «женщины-паука», оптимистические предсказания Сергея Семака (члена тренерского штаба Фабио Капелло) по поводу грядущего матча с Австрией, а также развод роты почетного караула, «состаренный» Никита Пресняков и виртуоз Мацуев, пусть и с плавающим роялем. Это как в цирке: кому-то больше нравятся львы, а кому-то — клоуны или гимнасты. Но в цирке всех расположившихся на трибунах под куполом объединяет общая атмосфера праздника. А вот телевизионный сигнал, даже самого лучшего качества, атмосферу эту не передает, и зритель скучает. Потому цирк и показывают редко. «Парк» — из той же серии. Может, поэтому — плохой знак! — летнее телевидение перекочевало из вечернего воскресного эфира в менее престижный утренний.

Другая новая передача, призванная повысить настроение, — «Мистер и миссис СМИ». Тут все просто: мистер в лице Марата Башарова и миссис в исполнении Наташи Бардо читают газеты и журналы (СМИ то есть). Важнейшие политические, общественные и культурные события они смешно комментируют. Точнее — как бы смешно. Юмор подобного уровня вызывает чувство неловкости. В первую очередь — за ведущих, зачитывающих чужие шутки с такими интонациями, что становится понятным: они не всегда имеют четкое представление, о ком или о чем идет речь. Но зритель-то не обязан знать, что авторство этой «искрометной» посредственности принадлежит неким сценаристам, а не Наташе с Маратом. Потому за них и неловко.

Попытка повторить успех программы «Прожекторперисхилтон», увы, не удалась. Не секрет, что и там тексты писались заранее. Но сами ведущие входили в группу сценаристов. Они определяли набор публикаций для комментариев, отбирали лучшие остроты, фильтруя, так сказать, базар в меру своего недюжинного чувства юмора. К тому же, притом что на «Прожекторе» существовали цензурные ограничения, да и самоцензура, конечно, включалась, четверке ведущих, каждый из которых создавал свой образ, все же оставалось пространство для импровизации. Что и придавало шоу легкости.

Жаль, жаль. Но будем настроены оптимистично и мы: лето только начинается.