Оценило ли человечество подвиги пошедших против течения Брэдли Мэннинга, Джулиана Ассанжа, Эдварда Сноудена?
Как все зарифмовалось: 19 июня исполняется три года, как Джулиан Ассанж попросил у Эквадора политическое убежище и укрылся в их посольстве в Лондоне. Годом позже на военной базе Форт-Мид, рядом со штаб-квартирой NSA, агентства, которое прослушивает весь мир, начался суд над рядовым Брэдли Мэннингом. И почти синхронно в сопровождении представителя WikiLeaks в Шереметьево прибыл Эдвард Сноуден.
На отдыхе достала из сейфа смартфон и поразилась: за целую неделю он совершенно не разрядился! Совсем как добрый старый мобильник без вредных примочек. А этот, навороченный, живет на полупансионе — дважды в день будьте любезны подать ему «еды» из розетки. «Это потому, что он за тобой шпионит, — объясняет мне сведущий чел. — Передает, куда звонила, о чем говорила, где была... А при случае даже слушает тебя! Поэтому Сноуден и не пользуется никакими смартфонами — только примитивным мобильным».
Со Сноуденом-то понятно — он враг Америки, что звучит гордо. А такие, как я, кому нужны? Но вот, получается, нужны и интересны, иначе не велась бы из-за океана тотальная слежка не только за правительствами 35 стран, но и за простыми гражданами 60 государств, за целым миллиардом человек на планете! Неужели миллиард — нет, не долларов, а обыкновенных, можно сказать, людишек — представляет для кого-то интерес? Похоже, в наше время раздобыть бриллианты информации можно, лишь перелопатив горы мусора. Вот нас и «лопатят» под разными предлогами. Нарушение права на безопасность личных данных — это просто детские шалости в сравнении с чудовищными преступлениями, которые творятся теперь под универсальным предлогом борьбы с терроризмом.
И все в мире с этим свыклись. Изредка вспыхнет коротким замыканием скандальчик: ой, саму фрау Меркель друзья из Вашингтона зачем-то подслушивают! А немецкая разведка БНД, в свою очередь, совместно с ЦРУ мается широкомасштабным промышленным и политическим шпионажем во Франции и Австрии. И ничего, все утерлись и сделали невозмутимый вид — ну не могут же такие «шалости» смутить партнеров по совместной борьбе с мировым терроризмом. И тут какой-то рядовой американской армии Брэдли Мэннинг выкладывает в Сеть кадры расстрела жителей Багдада: летчики якобы приняли их за боевиков, а бросившихся им на помощь безоружных людей уничтожили уже за компанию. А вот такие «шалости» борцы за все хорошее в мире не прощают, и судьба Мэннинга — тому подтверждение.
Этот Мэннинг посчитал, что не сможет жить по-прежнему со знанием открывшихся ему фактов вопиющей бесчеловечности — расстрела безоружных людей или чудовищных методов допроса в Гуантанамо.
Последнее — классические военные преступления, совершенные в мирное время и при еще одном отягчающем обстоятельстве: обвинения с подозреваемых позже были сняты... А еще полевого разведчика Мэннинга поразило, как Хиллари Клинтон (та, что после зверской казни Каддафи смачно воскликнула «вау!», а сегодня метит на место «миротворца» Обамы) в секретных депешах поручила американским дипломатам шпионить за коллегами по ООН. Тоже, видимо, обычная практика. Так и появились рассекреченные 700 файлов и тюремный срок в 35 лет.
Мэннинга месяцами держали в карцере, отбирали одежду, не давали спать, заставляли ходить «змейкой» в ножных кандалах — выбивали признание. Он признал себя виновным по 10 пунктам из предъявленных 21 в части раскрытия секретной информации. Но на формулировке мотива своих действий стоял до конца: не помощь врагу, а помощь своей стране. Ведь пока рядовой не узнал лишнего, он был твердо убежден, что его родина — светоч демократии и борьбы за права человека. «Он думал, что общество придет к заключению, что эта война того не стоила... что вообще никакие войны этого не стоят» — это выдержка из речи судебного психиатра на суде.
Ладно хоть психиатр. А что остальное человечество — оценило ли подвиги пошедших против течения Мэннинга, Ассанжа, Сноудена? Читаю форумы тех дней. Вот основной мотивчик: «Не заяви Мэннинг, что хочет поменять пол, получил бы два пожизненных!» И это все, что обыватель извлек из этой истории? А история, как Сноуден просил политического убежища: в 20 государствах, последовательно, в одном за другим! Откликаются три латиноамериканских. И Россия — с условием, что Сноуден прекратит деятельность против «наших партнеров». Что на днях зазвучало особенно свежо — после того как британцы, чертыхаясь и пылая к нему особой благодарностью, отозвали со всего мира всех своих агентов — с их «ушками, ножками, глазками».
Год назад на Александерплац в Берлине был выставлен монумент смелости и свободе слова работы итальянского скульптора Давида Дормино. На трех стульях стоят Мэннинг, Ассанж и Сноуден, четвертый стул свободен. Подразумевается: а ты записался? Место подвигу есть всегда... Хотя, по логике, и четвертый стул должен быть занят — вспомним Даниэла Эллсберга, который в 1971-м рассекретил документы Пентагона по Вьетнаму, опубликовав их в The New York Times. Тогда общественность Эллсберга отбила. А где она сегодня, общественность эта?