Письмо в ЮНЕСКО: дымовая завеса

18 июня Санкт-Петербург и его окрестности тряхнуло баллов на 8 по шкале Рихтера

Скандал: якобы существует письмо в ЮНЕСКО с предложением отказаться от статуса исторического наследия в отношении знаменитых дворцово¬парковых зон из числа охранных: Павловска, Пушкина, Петергофа, Гатчины, Стрельны и некоторых других знаменитых петербургских пригородов! Неужто такое возможно?

Накануне в Камбодже открылась 37-я сессия ЮНЕСКО. К ее началу и приурочили, видимо, «вброс» под видом депеши из Министерства иностранных дел РФ. По счастью, нынче утаить столь судьбоносное послание нереально.

Нетрудно догадаться, что может произойти, если лишить названные зоны международно¬правовой защиты. Пример – легендарный Кронштадт на острове Котлин. Задуманный Петром I как морской оплот новой столицы, вокруг которого начали возводиться форты, этот питерский пригород сегодня меньше всего походит на столицу военного флота. Корабли военно¬морской базы там еще иногда швартуются, а, скажем, историческое Морское собрание, учрежденное в 1802 году, не первый месяц испытывает давление некоей компании, положившей глаз на здание в центре города. Кронштадт вообще сильно «обрезан» с исторической точки зрения. Под охраной осталась там, в сущности, одна лишь площадь с главным Морским собором в центре. Все остальное – старые здания, причалы – стремительно меняется, переходя под контроль бизнеса, который строит там свои панельные многоэтажки. Благо Котлин перестал быть островом, а с открытием дамбы южной ветки КАД добраться сюда стало просто.

Да что далеко ходить – тот же Пушкин с Екатерининским дворцом, Царскосельским лицеем, парками стал с некоторых пор зоной активной застройки. Под предлогом «облагораживания дворовых территорий» вырубают многолетние деревья, «высаживая» на их месте коттеджи, прокладывая дороги к новым зданиям. Рядом с некогда уютным, тихим, зеленым, милым сердцу Царским Селом (город Пушкин) решено обустроить… новый город спутник с оригинальным названием Южный.

Проект его разрабатывался втихую. Но дело зашло уже далеко: сельхозугодья бывшего на этом месте совхоза переведены в нужный статус, проданы за бесценок заезжей компании. Та вовсю агитирует теперь за свой проект. Для окончательного утверждения требуется добиться разрешения строить на костях – в тех местах проходила линия обороны Ленинграда, тысячи солдат остаются лежать непохороненными.

С этим самым Южным и связывают питерские градозащитники тайное послание в ЮНЕСКО о лишении защитных статусов дворцово-парковых ансамблей. Вполне возможно, инициаторы хотели таким образом отвести внимание от своего проекта, а заодно заполучить куски земли в той же Стрельне и Петергофе. Два этих исторических городка расположены, можно сказать, на одной улице, где была лесополоса, а ныне выросли многоэтажки и коттеджи. Озера скрыты за заборами с табличкой «Частная территория».

По словам Александра Карпова из центра экспертиз «ЭКОМ», в инвестсоглашении компании, задумавшей возвести Южный, черным по белому написано, что «город берет на себя обязательство изменить закон о режиме зоны охраны для того, чтобы была возможность реализации проекта».

Скандал с тайным письмом в ЮНЕСКО вызвал многочисленные нелицеприятные отклики в адрес как Смольного, так и федеральных властей. Депутаты горсобрания Алексей Ковалев и Максим Резник вызвались «немедленно уведомить руководство ЮНЕСКО о незаконности предпринимаемых попыток изменить культурно-исторические охранные зоны Петербурга». И направили письма с выражением «глубочайшей обеспокоенности» губернатору Георгию Полтавченко, в Минкультуры и комиссию РФ по делам ЮНЕСКО.

В ответ чиновники из Смольного сообщили: сами возмущены, будем разбираться. По предварительным данным, инициатором письма стала новая команда КГИОПа (городской комитет по охране памятников) во главе с Алексеем Михайловым.

Пришла депеша и из МИДа: «МИД РФ не предлагал исключать из списков объектов ЮНЕСКО исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников, – сообщил замминистра Геннадий Гатилов.

В общем, похоже на пробный шар. Не для того ли он вброшен, чтобы проверить реакцию общественности? А потом, внеся коррективы и дождавшись, когда все успокоится, довести задуманное дело до логического конца...

А в это время

Полным ходом идет разрушение старого московского дома Волконского, деда Льва Толстого, на Воздвиженке, 9, который в «Войне и мире» описан как дом графа Болконского. Вчера вандалы из «Центра развития межличностных коммуникаций» довели его «реконструкцию» до обрушение фасадной стены дома. А ведь реконструкция исторического здания в охранной зоне, предусматривающая его надстройку двумя этажами, проект которой согласован московскими властями, незаконна! Ордер ОАТИ в числе разрешенных работ предусматривает лишь шпунтовое ограждение, котлован и обустройство строительной площадки.

Против грубого искажения исторического облика здания, дорогого сердцу каждого просвещенного человека, выступили десятки депутатов Госдумы, члены Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, совет Общественной палаты, сотни видных деятелей отечественной культуры, образования, науки… Мы всегда акцентируем внимание на принадлежности к творческой элите, будто простые граждане не такой уж весомый голос имеют. Оно, может, и правильно: для России литература тот духовный стержень, который формирует менталитет нации, как, скажем, философия в Германии. Вернее сказать, формировала когда-то. Потому что, как оказалось, и академиков с деятелями культуры никто слушать не стал. И дело вандалов-«реконструкторов» на всех парах идет к тому, что дом Волконского будет практически разрушен. Цинично, на глазах у всей страны, под присмотром всех ветвей власти.