Пролетая над бездной

Третьяковская галерея отмечает 125-летие со дня рождения Марка Шагала выставкой его малоизвестного наследия

 К «Истокам творческого языка художника» (так называется экспозиция в Лаврушинском переулке) приобщился корреспондент «Труда».

Великого мастера считают своим сразу пять держав: помимо России с Белоруссией — Франция, США и Израиль, — но на покинутой родине любят особо преданно. Хотя первой выставки в СССР, тоже в Третьяковке, эмигрант Шагал удостоился лишь в 1973 году. Маэстро приезжал тогда в Москву, чьи музеи щедро одарил, а вот от посещения родного Витебска отказался. Однако воспоминания об этом городе, словно перемешанные с явью сны, не покидали его всю жизнь.

Художник сюрреалистической закваски, Шагал претворил впечатления детской и юношеской поры в яркие и странные образы: вряд ли кто-то забудет взлетевших к небесам влюбленных, парящих над городом коров и клоунов, скрипача с зеленым лицом: И никто не ставит в вину Шагалу отсутствие того лжереализма, который навязывала искусству советская пропаганда.

Но как он пришел к столь неповторимой манере, что был даже приглашен расписать парящий над зрителями плафон Парижской оперы? Расшифровать тайные коды маэстро на сей раз помогают не только легендарные картины, рисунки и литографии из крупных музеев вроде Третьяковки и Пушкинского музея, но и мало кем виденные работы из собраний семьи Шагала. Автобиографию художник пересказал в гравюрах серии «Моя жизнь», тогда, в 1922-м, еще не ведая, что ему отпущено почти столетие. Представлены также карандашные наброски в альбомах из архива друга и покровителя Шагала — писателя Блеза Сандрара (недавно их перекупили во Франции московские собиратели), иллюстрации к Библии и «Басням» Лафонтена и даже знаменитый свадебный сервиз с эмалью, расписанный в 1952 году по случаю бракосочетания единственной дочери художника — Иды; он и по сей день хранится у ее потомков. Открытием для российской публики, знающей Шагала в основном как живописца, стали мраморные скульптуры для фонтана «Рыба» и «Птица», ныне обитающие в Швейцарии. Выставкой Третьяковка словно решила восполнить частое отсутствие наследия Шагала в своей экспозиции: полотна одного из самых востребованных в мире маэстро непрестанно летают по свету, от Японии до США. Совсем как их герои.