ММКФ разменял полтинник

Московский международный кинофестиваль пройдет под знаком своего 50-летнего юбилея. Круглая дата дает отличный повод подвести итоги и порассуждать о сегодняшней роли ММКФ в мировом кинопроцессе.

Без вопросов о кризисе сейчас не обходится ни одно мало-мальски значимое мероприятие, поэтому и начинающийся ХХХI ММКФ хочется проверить на прочность, выяснить, отразились ли на нем мировые проблемы. Кризисы ММКФ переживать уже приходилось. Почти 20 лет, начиная с 60-х годов, Московский кинофестиваль считался самым крупным в мире по количеству стран, чьи фильмы принимали в нем участие: их было около 100, и в одну только конкурсную программу могло войти 150 картин. В 90-е участников стало намного меньше, а в 1998-м фестиваль и вовсе не проводился из-за недостатка средств.

Не исключено, что в следующем году финансовая ситуация, в которой сейчас оказались кинопроизводители, повлияет и на ММКФ. Как минимум фильмов будет меньше, и биться за премьерные показы с другими крупными кинофестивалями - об этой установке устроителей фестиваля рассказывал программный директор ММКФ Кирилл Разлогов - станет сложнее. Но в этом году и количество фильмов, и количество звездных гостей никоим образом не удручает. На прошлогодний фестиваль приезжали Иштван Сабо, Уилл Смит, Шарлиз Терон, Лив Ульман, Изабель Юппер и Такеши Китано (хотя говорили о том, что в Москву режиссера привлек не фестиваль, а участие в рекламной кампании). В этом году в Москву приедут Ханна Шигулла, Кен Лоуч, Жозиан Баласко, Майкл Манн, Ирен Жакоб и Эдриан Броуди. Вряд ли, конечно, кто-нибудь из них втянет Никиту Михалкова в зажигательный танец, как это делал Смит, однако это не означает, что фестиваль окажется бедным на события - хотя, конечно, тех, кто интересуется светской хроникой, уже разбаловали описания московских похождений Вина Дизеля и Микки Рурка. У тех же, кого в словосочетании "Московский международный кинофестиваль" больше остальных притягивает слово "кино", просто не будет времени вспоминать о кризисе: в этом году с 20 по 28 июня будут показаны 24 кинопрограммы (о некоторых из них читайте в последнем выпуске газеты "Труд-7"). Помимо просмотра конкурсных фильмов и таких ожидаемых картин, как "Белая лента" Михаэля Ханеке, "Пророк" Жака Одиара и "Антихрист" Ларса фон Триера, можно будет зайти в Дом кино и увидеть несколько хороших отечественных картин, чья прокатная судьба пока неясна, и ретроспективу Киры Муратовой, чей последний фильм принимает участие в конкурсе ММКФ. А программа "1959-2009", в которую вошли победители и участники ММКФ номер один (фестиваль, прошедший в 1935 году, где победил "Чапаев", договорились не считать), позволит увидеть, как за время существования фестиваля изменился кино-язык, и предположить, станет ли через 50 лет классикой что-нибудь из показанного в этом году.

Мнение

Карен Шахназаров, режиссер фильма "Палата №6":

- Идея экранизировать чеховскую повесть возникла давно, еще в 1989 году. Мы сделали сценарий с самим Марчелло Мастроянни, фильм взялся поддержать один итальянский продюсер. Но не получилось. Хотя это было к лучшему: тогда, в разгар перестройки, когда активизировались сюжеты с диссидентами, тема сумасшедшего дома обязательно получила бы политизированную трактовку. А политика, по-моему, совершенно противопоказана Чехову. Теперешний фильм мы сделали именно по Чехову, а не вопреки Чехову, как это в современном искусстве часто случается. Правда, перенесли действие в сегодняшнее время, но не изменили при этом ни одной реплики, не нарушили ни одной важной авторской ремарки. Насколько хорошо получилось, не возникло ли при этом каких-то трений, судить зрителю. Для нас было важно сохранить общечеловеческий смысл произведения, которое считаю одним из величайших в мировой культуре. Но сказать, что я делаю главную ставку на Чехова, отношусь к нему как к "паровозу" фильма, было бы неверно. Мы быстро сняли фильм - за месяц. Съемки проходили в реальной обстановке, в одном из подмосковных интернатов для душевнобольных. Поэтому в кадре не только профессиональные актеры, но и настоящие больные. Других российских фильмов, участвующих в конкурсе, я пока не видел. Приятно, что их сразу три. Такова, впрочем, обычная практика на мировых фестивалях: страна-хозяйка выдвигает не менее трех-четырех лент.