Слова о любви и страдании, о вере и преступлении, о тюрьме и спасении души звучали рядом вполне естественно. Такой был разговор. Говорили о только что вышедшей книге, но, впрочем, не только о ней. Потому что такая книга.
Она вышла в издательстве "Даниловский благовестник" Свято-Данилова монастыря, называется "От сумы и тюрьмы..." Это тот случай, когда книга - гораздо больше, чем просто книга. Хотя на вид она совсем не велика. Какого-то странного формата, в полумягкой обложке, с закругленными уголками. Такова она потому, что основной читатель ее - в зоне, где любой предмет, даже книга, должен отвечать и определенным требованиям режима. Весьма строгого.
- Для нас это издание - огромное подспорье, - признался директор Федеральной службы исполнения наказаний РФ Юрий Калинин. - А сотрудничество с Церковью стало самой насущной необходимостью.
В книге и об этом речь. Священники рассказывают об опыте и проблемах тюремного служения. Заключенные - о своем пути к Богу.
Но главное вот что. Авторы, издатели, священники, работники юстиции в одном сходятся: мы не сможем стать нормальным обществом, пока будем отворачиваться от этой беды. Церковь сейчас пытается восполнить такой дефицит внимания, сколько ее сил хватает. И это традиция давняя. Еще в XVI веке преподобный Иосиф Волоцкий наставлял: "Дойди до темницы и узнай беду тамошних, чего требуют, подай, поскорби, вздохни, прослезись с ними; вспомни, что многие из них страждут за один какой-нибудь грех, а мы постоянно грешим и, однако, живем счастливо".
Вот это и есть то самое ощущение невозможности зарекаться от тюрьмы и сумы. И необходимости сострадать, помогать оступившимся. Даже если они совершили страшные преступления. Ведь многое идет от проблем самого общества. В книге есть письмо человека, который провел за решеткой почти половину жизни. В тюрьме он обрел веру, раскаялся в своих преступлениях, но итогом его земной жизни стало пожизненное заключение. Среди прочего он обращается и к авторам нашумевших криминальных сериалов: "Мы себя противопоставили Богу, людям, обществу... У нас весь мир замкнут на нас самих. Все только для себя, и все это через боль и горе других людей. А вы показываете нас благородными Робин Гудами. Неужели вы все мазохисты? Вам, что, нравится трястись за свою жизнь, за свой бизнес, за свои деньги? Вам нравятся решетки на окнах ваших квартир? Нет? Так перестаньте культивировать образ "хорошего бандита"!"
А отец Димитрий рассказывал об одном из своих духовных подопечных, человеке, которые провел в заключении 24 года, и когда был освобожден досрочно за примерное поведение, вскоре вернулся обратно и попросил дать ему возможность "досидеть", потому что на воле не может найти себе место. Никто его не ждет, никому он не нужен.
Это проблема. И ее по-своему пытается, насколько возможно, решать Церковь. Редактор-составитель книги Екатерина Орлова очень трогательно рассказывала мне о своем общении с "приходом строгого режима", который организовал при храме Святителя Николая в Троекурове его настоятель протоиерей Александр Немченко. Это единственный в своем роде приют - Центр реабилитации для бывших заключенных. Наша газета тоже рассказывала об этом уникальном опыте. Но сколько ж ему быть уникальным? Усилия Церкви, общества, государства нужно объединять.
Вроде бы к этому идет. Так, Юрий Калинин в ходе этого разговора заявил о готовности создать в России своеобразный институт "тюремного духовенства", когда в штат каждой тюрьмы должен быть введен священнослужитель. Да и сама книга, изданная с душой и любовью, тоже шаг на этом пути.