Озабоченные достижением высокого рейтинга, телевизионные программисты с крупнейших, метровых, каналов, в который уж раз, самым нещадным образом эксплуатировали творчество "большой тройки" нашего комедийного кино - Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Эльдара Рязанова. "Гусарская баллада", "Афоня", "12 стульев", "Паспорт", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", - а рядом с ними еще и такие рекордсмены проката, как "Москва слезам не верит", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Брат", даже полузабытые "иностранцы" "Есения" и "Кинг-Конг".
Разговорный жанр также был представлен виденными-перевиденными программами Е.Петросяна, М.Задорнова, М.Евдокимова, КВНом, "Аншлагом", сборными концертами, где под новыми названиями вроде "Кубок юмора" или "Смешные люди" проходила все та же десятилетиями не обновляющаяся обойма штатных эстрадных "хохмачей".
А еще во второй половине минувшей недели было заметно оживление на фронте конкурсов, викторин, игр: все эти "Русские рулетки", "Властелины вкуса", "Сто к одному" и т.д., и т.п., и без того слишком частые гости эфира, тут, как на параде, спешили "отметиться" в праздничной программе. Словом, в четыре праздничных дня зрителей до отвала накормили привычным "большим джентльменским набором": фильмы, концерты, игры.
Так случилось, что телеканалы не удосужились "прочитать" смысл праздника, который они отмечали с завидным рвением. Не очень внимательный зритель, пожалуй, мог бы и не понять, по поводу чего это вдруг объявлены в стране нерабочие дни. Фактически только четырехсерийная документальная лента "Президент всея Руси" (НТВ), снятая еще три года тому назад и повторенная в эти дни, коснулась тех событий недавнего прошлого, что стали основанием для нового праздника. В остальных передачах недели, за исключением сугубо информационных, трудно было обнаружить понимание отмечаемой даты.
Четыре праздничных дня могли бы стать громким творческим провалом всего нашего ТВ, если б оно состояло, как в былые годы, только из крупнейших (как сегодня их принято называть, "федеральных") каналов. Хорошо, что, кроме трех телевизионных "грандов", вещающих на первой, второй и четвертой кнопках, есть каналы более скромные, не участвующие в изнурительной гонке за зрительскими рейтингами. В их-то репертуаре и оказались самые, полагаю, интересные программы недели.
В четверг, в главный праздничный вечер, канал РЕН ТВ показал любовно снятый, более чем двухчасовой рассказ о прошедшем в Кракове Втором международном фестивале песен Булата Окуджавы. Почти семьдесят исполнителей из многих стран, поклонники творчества российского барда, приехали в древний польский город. На самой большой в Европе площади был устроен гигантский зрительный зал под открытым небом. Он не смог вместить всех желающих услышать любимые песни...
Впрочем, интерес зрителей к концерту был не случайным: несмотря на различие языков и трактовок, песни Окуджавы, заключенная в них поэзия и мечта о гармонии души влекли к себе, становились понятными каждому. Фестиваль доказал, что языковые и политические барьеры между "глядящими на Запад" странами Восточной Европы и Россией в последнее время нашими СМИ несколько преувеличены.
Эту истину подтвердили и две передачи - "Пестрая лента" и "Звезда Анны Герман", - посвященные замечательной польской певице, творчество которой у нас очень хорошо понимали и любили. Недаром на аллее почета возле концертного зала "Россия" недавно установлена ее именная звезда. Собственно, этому событию и были посвящены передачи. В первой из них звучали ее песни, во второй их пели нынешние российские исполнители. И вот что стало заметно при сравнении. Многие из современных наших артистов, при очевидном уважении к наследию певицы и столь же очевидном старании, никак не могли достичь присущей ей глубины трактовки. В старых песнях они замечали лишь внешние их достоинства: красивую мелодию, заразительный ритм, но, в отличие от пани Анны, не обнаружила в них того глубинного содержания, которое открывалось ей. Причем и в этом, наверное, состоит неразгаданный до сих пор секрет дарования Герман - внешне самые простые средства, используемые ею, оказывались вместе с тем и самыми впечатляющими.
Сравнение, возникшее из-за, казалось бы, элементарной ошибки программистов, которые поставили подряд, заняв почти пять часов эфирного времени праздничного вечера, две сходные передачи, с предельной наглядностью обнаружило важное для всей нашей исполнительской культуры обстоятельство. Активное участие большинства нынешних, в особенности молодых, артистов в том, что принято называть массовой культурой, отнюдь не способствует раскрытию талантов - скорее, наоборот, нивелирует их.
Лишним доказательством тому стал вышедший в праздничном эфире в лучшее время "Выпускной вечер "Фабрики звезд-2" (Первый канал), где в громадном столичном зале "Олимпийский" на глазах у тысяч заполнивших арену подростков их сверстники, делающие первые шаги в шоу-бизнесе, сдавали экзамен старшим товарищам. Заметно было, что в подражании они сделали немалые успехи: отличить звезду-образец от фабричного ее клона было порой почти невозможно. Пройдет совсем немного времени, и, глядишь, некоторые из новичков войдут в джентльменский набор масскульта.