Конечно, асфальтированные улицы, отравленный выхлопными газами воздух не могут не сказываться на столичном населении, в том числе и пернатом. Ежегодно для строительства новых зданий и дорог вырубаются деревья, осушаются водоемы. Человек создает вокруг себя "каменные леса", а значит, изменяется экологическая обстановка. Зеленые островки, где еще обитают птицы, можно сосчитать по пальцам. Лосиный остров, Битцевский, Измайловский и Кузьминский лесопарки. Здесь жизнь "гудет". Только в одном Кусковском парке гнездится около 50 видов птиц. Однако под влиянием города постепенно меняются их видовой состав и численность. Сегодня найти гнездо варакушки или камышевки в Москве - большая удача. Птицы не размножаются в городских условиях, а лишь прилетают сюда в поисках корма. Несчастливая и судьба рябчиков. Эта птичка панически боится всякого шума. Еще 50 лет назад рябчиков можно было встретить почти в каждом крупном лесопарке города. Но и сюда пришли люди, техника и спугнули их. Вяхирям из семейства голубиных еловые или сосновые чащи необходимы для продолжения рода. Непременное условие - наличие огромного поля поблизости, чтобы было где добывать пропитание. В столице же в последние годы происходит активная застройка всех незанятых площадей. На окраинах Москвы на полях как грибы вырастают каменные коттеджи, вытесняя птиц в Подмосковье. На грани исчезновения находятся выпи. Сегодня в столице зарегистрирована только одна пара. Эти птицы обитают лишь на болоте в зарослях тростника. А болото в столице сейчас можно найти разве что в старых подвалах. Удоды остались только в районе Серебряного Бора.
Впрочем, не все так плохо. На крышах столичных высоток начали активно размножаться пустельга из семейства соколиных и ястребы-тетеревятники. Они, между прочим, отличные охотники на ворон. Из семейства утиных в московских водоемах сейчас можно встретить только крякв. Зато в большом количестве.
По мнению орнитологов, единственный способ сохранить многих птиц в Москве - это изолировать их от влияния человека. Важную роль в этом играет и создание экологических русел - непрерывных зеленых коридоров от окраины к центру, по которым могут перемещаться птицы. Но в Москве их создавать сложно. Город растет, и его центр оказывается все дальше от природных ландшафтов. А значит, уменьшается шанс увидеть в будущем на Тверской или в Александровском саду зяблика, трясогузку или соловья.