ПЕРЕБЕЖЧИК
Явившийся как-то под вечер в редакцию человек смахивал то ли на "калику перехожего", то ли на паломника. В одной руке посох, запястье другой обвивали четки с колокольцами, которые не только при ходьбе, а и при малейшем телодвижении гостя тенькали. Через плечо была холщовая сума. Под расстегнутым на груди пальтецом, надетом поверх рясы, виднелся наперсный крест.
Визитер Иван Иванович Копайло представился священником Черниговской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), сказал, что является настоятелем Троицкого храма Бахмачского благочиния. И еще доложил гость, что он только что из приемной администрации президента РФ, на имя которого оставил там письмо. Поскольку же до отъезда домой есть время, решил заскочить в популярную газету и поведать "необыкновенную историю".
Начало ее нам уже известно, кульминация же, в изложении рассказчика, выглядит так:
- В Германии я с дружками был летом 91-го. И когда через восемь лет, летом 99-го на телеэкранах впервые крупно показали нового главу российского правительства, у меня дух перехватило - я узнал в этом человеке того самого советского офицера Владимира. Теперь он - ваш президент...
Довольный произведенным эффектом, гость откинулся к спинке кресла, колокольца четок звякнули
- Хорошо, вы узнали давнего попутчика... Дальше-то что? О чем вы написали Владимиру Владимировичу?
- Напомнил о той истории, попросил о встрече, чтобы поблагодарить за оказанную им тогда помощь. Ну, а если согласится встретиться, хочу по "старой дружбе" разжиться деньгами на церковные нужды. Как думаете, подсобит?..
Позднее в приемной администрации президента РФ мне подтвердили, что там зарегистрировано письмо И.И. Копайло. И все же что-то удерживало меня от обнародования почти "рождественской" истории (пусть и случившейся летом). Смущали нюансы беседы с гостем. Так, помявшись, он сказал, что в Германию с дружками ездил, чтобы по сходной цене приобрести легковушку в одной из советских воинских частей, выводимых тогда из этой страны. Очень обтекаемо сообщил визитер о своем религиозном образовании. Сомнение вызвала у меня и показанная им не известно кем выданная карточка, где значилось, что ему "разрешено проповедовать"...
По телефону я связался с главой Бахмачского благочиния Черниговской епархии протоиереем Николаем Кибалюком. Едва услышав от меня имя "Иван Копайло", отец Николай даже руками всплеснул:
- О! Так этот прыткий человек уже до Москвы добрался?! Верно, ездил он в Германию, может, и была у него встреча с "офицером Владимиром", но это же не повод похваляться делать себе рекламу. Никакой Копайло не священник, рясу и наперсный крест носит самочинно, не имея на то права...
По словам благочинного, когда-то Иван Копайло организовал в селе Пальчики православную общину и, получив благословение от епархиального начальства, взялся строить Троицкий храм. Строил и строил, доброе дело делал. Но вот прибыл в Пальчики отец Василий, назначенный настоятелем будущего храма, - и Копайло будто подменили. Гордыня его обуяла, не захотел делить славу строителя храма. Священник же поступил мудро - открыл в селе молитвенный дом, где и начались богослужения.
Однако не нами сказано, что "и малый грех может довести человека до великих беззаконий". Не совладал Иван Копайло со своими страстями один раз, а дальше, как говорится, пошло-поехало. Однажды в селе объявились сектанты из "Белого братства", которое еще в начале 90-х годов прошлого века было запрещено в Украине (совершенно изжить эту напасть, как видно, не удалось). Непонятно, чем взяли сектанты, но только наш "герой" оказался ими соблазнен. Возмущенная случившимся, православная община изгнала вероотступника из своей среды.
Какое-то время перебежчик отсутствовал, а когда вновь появился, народ ахнул: он гордо вышагивал в рясе и с наперсным крестом...
- И один грех, как оскорбление Бога, достоин вечной казни, - подытожил собеседник в заключение нашего разговора. - Копайло же согрешил бессчетно. Троицкий храм сельчане достраивают без него.
ЛИХОИМЦЫ
Еще апостол Павел предупреждал коринфян, чтобы те "не обманывались", что ни воры, ни лихоимцы, ни хищники - Царства Божия не наследуют. Вот уж XXI век на дворе, а иных людей, мнящих себя христианами, нисколько не пугает грозное апостольское предостережение. В данном случае речь идет о никем в православном мире не признанной, а если проще - самозванной "Украинской православной церкви Киевского патриархата" (УПЦ КП), возглавляемой печально известным, отлученным от Русской православной церкви бывшим монахом Филаретом (Денисенко). Вряд ли он и его ближайшее окружение озабочены сегодня проблемой "наследования Царства Божия" - им бы здесь, на этом свете ухватить для себя толику почета, славы и признания, а там - будь что будет. И во имя этой земной мишуры раскольники ничем не брезгуют. Они пошли даже на осознанное нарушение восьмой заповеди Божией - "не укради", искушаемые притом желанием предстать перед своей паствой во всем блеске "богословской мудрости". Действовали тайно, однако шила в мешке не утаишь.
Итак, недавний "юбилейный поместный собор" помянутой "церкви" с помпой принял декларацию "Церковь и мир на пороге III тысячелетия", а украинская газета "Голос православия" опубликовала этот документ. Каково же было недоумение верующих и Украины, и России, когда они обнаружили, что текст этой "декларации" явно что-то им напоминает. Ба! Ну конечно, "Основы социальной концепции Русской православной церкви", принятые в Москве в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором. Стали сравнивать два текста - точно, филаретовцы, не стыдясь, запустили руку в богословскую сокровищницу Русской православной церкви.
"... Раскольничья соборная мысль не смогла породить ничего лучше, чем наскоро перелицованный и грубо скомпилированный текст, происхождение которого от Основ социальной концепции Русской Церкви не вызывает ни малейших сомнений", - заявила по этому поводу служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. При этом в одних случаях духовно-интеллектуальные усилия УПЦ-КП по освоению "Основ" ограничились иной разбивкой и компоновкой глав, в других - облегченным, адаптированным пересказом, рассматриваемой в исходном документе проблематики - в меру ее понимания. "Но особенно удручает, - подчеркивается в заявлении, - нищета мышления в случаях прямого текстуального воспроизведения под флагом УПЦ-КП таких положений Основ социальной концепции, как "проблемы биоэтики", "проблема клонирования", "проблема трансплантации органов", "проблема эвтаназии", "проблема семьи", "секуляризация общества", "проблема глобализации"...
Из случившегося сделан вывод, что "откровенный и беспардонный плагиат обретает куда более зловещие черты в контексте раскольнической деятельности УПЦ-КП среди украинских православных и непрекращающихся попыток "патриарха" Филарета спровоцировать межконфессиональное и межнациональное противостояние на Украине и при этом апеллировать к Константинополю и Риму в своей тяжбе с Украинской православной церковью Московского Патриархата".
***
"Зрячими слепцами" исстари называли великие христианские мужи тех, кто не видит, сколь пагубны их грехи. Того же определения заслуживают и разномасштабные "герои" наших двух невымышленных сюжетов. Все-то они суетятся, ловчат, нарушают заповеди, смущают окружающих. Недосуг им остановиться и - ужаснуться...