Продолжаем следить за событиями вокруг намывных территорий в акватории Невской губы
«Труд» регулярно возвращается к этой теме (в том числе и в публикации «Исчез пляж за окном» в прошлом номере). И вот новое ее продолжение. Злополучный северный намыв в Санкт-Петербурге на Васильевском острове остановлен. В дело вмешался сам глава Следственного комитета РФ. Правда, даже его удостоверение не всегда срабатывает.
Александр Бастрыкин лично прибыл на стройку воскресным утром, но его не пустили на территорию стройки охранники. Возмущенный генерал от юстиции вернулся с ОМОНом, который и обеспечил проход главе Следственного комитета на скандальный объект. По уже намытой территории двинулся целый кортеж служебных машин, а техника застройщика впервые за полтора года застыла на месте. Местные жители наконец-то перестали дышать песчаной пылью и смогли ночью уснуть в тишине, а не под грохот грузовиков. Но надолго ли это счастье — вот в чем вопрос.
Ведь уголовное дело, которое по поручению главы Следственного комитета было возбуждено по статье 246 УК РФ неделю назад в связи с нарушением правил охраны окружающей среды при намыве территорий Васильевского острова, о котором «Труд» писал в прошлом номере, было оспорено прокурором. Собственно, так было уже не раз, не зря же застройщик ссылается на эту практику. После прорыва на объект Бастрыкин дело возобновил. И отступать, судя по всему, не собирается. Видимо, хамство охранника тут тоже сыграло свою роль. «И что?» — заявил он главе СКР, когда тот показал ему служебное удостоверение.
Что, что: А вот что. Открыты новые уголовные дела. В отношении застройщика — за нарушения природоохранного законодательства, в отношении давших разрешение на строительство чиновников Смольного — за превышение должностных полномочий и в отношении частной охранной компании, которая не пропустила на территорию намыва главу Следственного комитета РФ. Следователей также заинтересовало соблюдение миграционного законодательства на стройке.
Работы по северному намыву, как указано в новом постановлении по возбуждению уголовного дела, «влекут за собой угрозу возникновения тяжких последствий для окружающей среды, выражающихся в возможности рассеивания загрязняющих веществ, что может привести к причинению вреда здоровью населения при превышении предельных допустимых концентраций опасных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе». Назначена соответствующая судебно-экологическая экспертиза, на время которой стройка остановлена.
Это было в понедельник. А со вторника прокуратура стала отменять одно за другим уголовные дела в отношении застройщиков и охранников. На что последовало заявление СК, что следственными органами ГСУ СК России по Санкт-Петербургу продолжается расследование уголовного дела, возбужденного по факту нарушения правил охраны окружающей среды при производстве строительных работ на бывшей набережной. Уголовное дело заново — в третий раз! — возобновлено председателем СК России. Повторно — вопреки воле прокурора — возбуждено уголовное дело о превышении полномочий работниками частной охранной организации, «которые 14 мая совершили действия, выходящие за пределы полномочий, установленных законодательством РФ». Следователи следят за выполнением решения о приостановке намыва. «В рамках проводимой судебно-экологической экспертизы будет установлен ущерб, причиненный в ходе строительных работ», — обещают в Следственном комитете.
Кажется, мы стали свидетелями беспрецедентного спора между правоохранительными ведомствами по поводу пресловутого намыва. Похоже на «спор хозяйствующих субъектов», но ставки растут, поскольку конфликт перешел в политическую плоскость. К каждому шагу силовиков приковано внимание общественности — и не только питерской. Следователи выкладывают видео с отчетами о ходе следствия. Все это подробно обсуждается в прессе и соцсетях, и, видимо, новости о событиях на Васильевском и в кабинетах силовиков еще последуют. Большой скандал!
Не будем забывать, что параллельно идут судебные споры: василеостровцы уже выиграли в двух инстанциях суд, обязавший застройщика передать истцам документацию для общественной экологической экспертизы, в досудебном порядке строительная компания отказалась ее предоставить. Еще один иск оспаривает положительное заключение государственной экологической экспертизы, на основании которой застройщик начал работы.
Напомню, что у застройщика, который занимается намывом на площади более 160 гектаров, нет разрешений на создание искусственного земельного участка, на проведение работ по созданию такого участка в Финском заливе. Экспертиза документации, предусмотренной градостроительным законодательством, не проводилась. Нет документов, свидетельствующих о безопасности возводимых гидротехнических сооружений. Ближайшие жилые дома находятся в 200 метрах от места выполнения круглосуточных строительных работ. Здесь планируется засыпать в Финский залив 9 млн кубометров грунта и построить 1,2 млн квадратных метров жилья при полном отсутствии объектов инфраструктуры. Жители Петербурга страдают от рукотворных песчаных бурь, а колонны грузовиков, карьерные самосвалы, экскаваторы и бульдозеры засыпают грунт в залив без применения каких-либо защитных технологий. Такую городскую среду комфортной уж точно не назовешь.
Специалисты давно предупреждают, что дальнейшее создание новых крупных намывных территорий в акватории Невской губы может создать угрозу наводнения в городе при закрытой дамбе. Она очень грамотно создавалась с конца 1980-х, чтобы защищать город от наводнений. Но все меняется на наших глазах — и, увы, не в лучшую сторону. На стороне жителей Петербурга остались только следователи, которые продолжают устанавливать факты нарушений правил охраны окружающей среды. А на чьей стороне остальные важные лица, явно или закулисно участвующие в этой истории?