России нет лучшего места для знакомства с фламандскими мастерами, чем Эрмитаж
На брегах Невы, в Эрмитаже, встретили гостей из Антверпена, города, где жил самый известный его гражданин — Питер Пауль Рубенс, гений барокко. Именем фламандского живописца названы улицы и площади в разных концах планеты. Этот визит в город на Неве освещен отблеском подлинной сенсации.
В начале июня во Фландрии состоится трехдневный «уик-энд», который положит начало масштабному культурному фестивалю «Антверпен 2018: год Рубенса и эпохи барокко». В связи с этим в Санкт-Петербург и приехали гости из Бельгии. Потому что, по словам Педро Баге, руководителя офиса по туризму, «в России нет лучшего места для знакомства с фламандскими мастерами, чем Эрмитаж». Действительно, здесь хранится одно из лучших в мире собраний фламандских художников, а залы, где представлена эпоха Рубенса, — гордость коллекции, начало которой положила Екатерина II.
«Возвращение Рубенса» — это событие года в Антверпене, где собрание дома-музея фламандского гения будет дополнено десятком шедевров, среди которых картины учеников Рубенса и его собственный отреставрированный автопортрет. Но даже эта коллекция не идет в сравнение с сенсацией, случившейся в Северной столице. Вот уже два века нигде в мире не находили неизвестных полотен знаменитого фламандца. А у нас нашли. Да еще какое — пятиметровое алтарное «Воскресение Христа»!
Картину Рубенса, написанную в 1610-1611 годах, приобрела Екатерина II. В первом каталоге эрмитажного собрания 1774 года картина числилась под номером 1877. Спустя 20 лет, в 1794-м, императрица пожертвовала ее вместе с другими картинами вновь построенному собору Александро-Невской лавры. Более ста лет «Воскресение Христа» украшало алтарь храма, но оказалось вне поля зрения музея и в научный оборот не вошло. После закрытия собора в 1934 году полотно вернулось в Эрмитаж, но было в ужасном состоянии. Под слоями темного серо-коричневого лака, многочисленных записей, прописок темперой и маслом было не пробраться к истокам авторской живописи...
Музейщики решили, что картина относится к школе Рубенса, у которого было много учеников. Они намотали холст на вал и отправили в запасники. И только в 2012 году с открытием новых реставрационных мастерских Эрмитажа в Старой Деревне стало технически возможным снять с вала картину огромных размеров (482×278 см) и приступить к восстановлению. Вместе с реставрационными работами шли научные изыскания. Заведующая сектором живописи XIII-XVIII веков отдела западноевропейского искусства музея Наталия Грицай искала следы картины в архивах, списывалась с коллегами в Антверпене. Оказалось, что картина большого формата была заказана Рубенсу для старого главного алтаря Доминиканской церкви в Антверпене (ныне церковь Святого Павла).
Над восстановлением масштабного полотна в течение трех лет работали эрмитажные реставраторы С. Богданов, В. Бровкин, П. Давыдов, В. Коробов, А. Крупенко, М. Лапшин, А. Никольский, А. Цветков и Д. Шевченко. Какова же была радость художников, когда из-под слоев старого лака появились светоносные краски и специалисты окончательно убедились, что перед ними подлинный Рубенс!
Сегодня публика видит возрожденную картину. Полотно с изображением воскресшего, торжествующего Христа выставлено в зале Рубенса, где от шедевров и без того не ослепнуть бы. На встрече в Эрмитаже мэр Антверпена Барт де Вебер не скрывал эмоции от встречи с искусством художника, ставшего символом его города, и от работ других средневековых фламандских мастеров. «Удивительно чувствуешь себя, глядя на свой офис, которому более 500 лет», — поделился мэр с корреспондентом «Труда» впечатлениями от картины «Групповой портрет членов стрелковой гильдии в Антверпене» Давида Тенирса Младшего. Мэр утверждает, что изображенное на эрмитажном полотне здание не претерпело никаких изменений...
P.S. 2018-2020 годы объявлены в Европе годами фламандских мастеров — Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Старшего и Питера Пауля Рубенса. В рамках проекта «Антверпен 2018: год Рубенса и эпохи барокко» состоится открытие нового алтаря современного бельгийского продолжателя традиций барокко Яна Фабра в исторической церкви Святого Августина.