В конкурсе Каннского фестиваля показали фильм Жан-Пьера и Люка Дарденнов «Незнакомка»
Братья-режиссеры – двукратные обладатели здешнего главного приза, «Золотой пальмовой ветви», и единственные из участников, кто теоретически может получить третью «ветку». Впрочем, реакция на их новую картину у критиков была смешанной: после пресс-показа в зале звучали как бурные аплодисменты, так и неодобрительное «бу-у». Между тем Дарденны себе не изменили, и художественные достоинства картины на высоте. Возможно, меняется то, как аудитория воспринимает излюбленную тему авторов: пробуждение в человеке совести и сострадания.
Героиня фильма – Дженни, молодой врач с частной практикой, унаследованной от старого терапевта, ее учителя. Кабинет на первом этаже обычной многоэтажки, пациенты самые разные, от детей до стариков. Однажды, задержавшись на работе много дольше указанного в расписании на двери времени, доктор слышит звонок в дверь, но решает не открывать: торопится по личным делам. Наутро героиня узнает, что неподалеку обнаружено тело неизвестной девушки-мигрантки. Видеозапись у двери показывает, что звонила именно погибшая. Ее, видимо, кто-то преследовал, а затем убил. Врач винит себя в том, что не открыла и не спасла, и решает выяснить хотя бы личность незнакомки. Ну, а по сути – расследовать дело, как детектив.
Однако, приставая к людям из квартала с вопросами и фотографией покойной, Дженни убеждается, что никому нет дела до какой-то девицы, всем удобнее придерживаться принципа «моя хата с краю, я ничего не знаю». Совестливость доктора всех, скорее, раздражает. Даже полиция рассержена, потому что самодеятельная сыщица навестила злачные места района и взбудоражила полицейских информаторов, так что они теперь отказываются сотрудничать. Позже выяснится, что погибшая работала «девушкой по вызову». Бывшие клиенты молчали из страха разоблачения, и даже сестра, завидовавшая ее успеху у мужчин, поначалу радовалась исчезновению родственницы. Только настойчивость героини, несмотря на угрозы в ее адрес, побуждает некоторых участников событий все же признать ответственность и исповедаться врачу.
«Мы не хотели, чтобы Дженни из доктора превратилась в детектива, – сказал Жан-Пьер Дарденн в интервью корреспонденту «Труда». – Метод Дженни – не допрашивать, а внимательно слушать. Не только слова, но и язык тела своих пациентов. И чем больше она слушает, тем охотнее они говорят».
«Она как тот стетоскоп, которым обычно пользуется во время осмотров», – добавил Люк Дарденн. – Ее миссия – лечить, и не только когда речь идет о физических недугах, но и с моральной точки зрения».
Но то ли излишняя сентиментальность, то ли морализаторство и академизм – что-то может помешать проникнуться симпатией к фильму некоторым истинным поклонникам творчества братьев Дарденнов («Розетта», «Дитя», «Молчание Лорны» и др.). Сходным образом не все приняли близко к сердцу историю из предыдущей картины Жан-Пьера и Люка «Два дня, одна ночь», где героиня умоляла товарищей по работе отказаться от премии, чтобы ее не сокращали из-за экономии средств. Должно быть, Дарденны требуют порой слишком многого от персонажей и зрителей своих лент – куда больше человечности и альтруизма, чем готовы продемонстрировать обыватели.
«Мы допускаем, что поведение героини не всегда объяснимо для аудитории, – соглашаются Дарденны. – Но нам важно, чтобы зритель задавался вопросами, затронутыми в фильме, и время спустя после просмотра размышлял, почему она поступает именно так».
Что ж, это красивая идея – чтобы киношный доктор лечил прямо с экрана такие недуги, как, например, эгоизм, равнодушие и нежелание разделить ответственность. Как оценит «Незнакомку», а особенно талантливую исполнительницу главной роли Адель Ханель жюри Каннского фестиваля, станет известно на закрытии, 22 мая.