Кто успел, тот и съел

Больше денег на борьбу с кризисом получили те регионы, которые подсуетились первыми. Сумма средств, полученных регионом, не всегда зависит от тяжести ситуации на рынке труда. В лидерах оказались области с влиятельными губернаторами и традиционно депрессивные регионы.

Всего в этом году на активные программы на рынке труда (переобучение, создание временных рабочих мест, помощь при переезде и создании собственного дела) федеральные власти выделили 43,7 миллиарда рублей. Из них пока расписано 25 миллиардов, которые регионы получат в виде субсидий. Суммарно на активные программы и выплату пособий правительство в этом году потратит 120,6 миллиарда рублей. Анализ "Труда" показал, что сумма, полученная регионом на активные программы, в первую очередь обусловлена лоббистскими возможностями губернатора и быстротой подготовки программы.

Депрессивные в лидерах

Вверху таблицы оказались традиционно депрессивные регионы. Например, в первую десятку вошли Якутия, Тыва, Чечня, Чувашия, Алтай и Кировская область. Это дотационные регионы, которым субсидии из федерального бюджета платились и в докризисные годы. Что удивительно, близкий к Чечне Дагестан оказался внизу таблицы с одним из самых низких показателей в таблице - 77 рублей на работника. "Там мало кто пойдет переобучаться, в основном будут претендовать на пособие", - объясняет Евгений Гонтмахер, директор Центра социальной политики Института экономики РАН.

Быстро заявил - много получил

Регионы, которые быстрее других сверстали антикризисные бюджеты, получили из федерального бюджета больше. Семь из десяти регионов, которые первыми предложили антикризисные программы, получили больше денег на одного работника, чем в среднем по стране. Это, например, Тульская, Кемеровская и Вологодская области. Первые транши они получили еще в феврале этого года.

Тушение пожаров

В лидерах также оказались регионы, где сосредоточены предприятия наиболее сильно пострадавших от кризиса отраслей - металлургии и машиностроения. Например, в Вологодской области находятся заводы "Северстали", в частности Череповецкий металлургический комбинат, который понес большие убытки во время кризиса. "Видимо, руководство предприятия и региона очень сильно напугало федеральные власти", - размышляет Евгений Гонтмахер.

Политика, а не кризис

Удивительно то, что некоторые регионы с очень схожей ситуацией на рынке труда оказались в противоположных концах таблицы. Например, Кемеровская и Новосибирская области (13-е и 73-е места). В них на момент составления антикризисных программ безработица была практически одинаковой. По данным Росстата, в конце февраля в Кемеровской области она составляла 160,1 тысячи человек (11,1%), а в Новосибирской - 150,4 тысячи (10,4%). Однако их антикризисные бюджеты различаются в шесть раз. "Явно сыграл роль административный фактор, ведь рынки труда областей очень похожи", - уверена Наталья Долженкова, коммерческий директор Kelly Services. "При формировании программ губернаторы разрывались между осторожностью и жадностью, - развивает мысль Евгений Гонтмахер. - Попросишь много - напугаешь Москву, попросишь мало - рискуешь не потушить пожар".

Большие справятся сами

Богатые регионы в большинстве своем получили меньше всего денег в пересчете на число работников. Это оказалось справедливо даже для тех регионов, в которых сейчас сложная ситуация на рынке труда. Пример - Самарская область и Нижний Новгород. "Самара - традиционно один из самых богатых городов-миллионников (наряду с Нижним Новгородом), несмотря на проблемы "АвтоВАЗа" и ГАЗа. Очевидно, у них есть потенциал для самофинансирования", - объясняет Руслан Ильясов, HR-директор "Эльдорадо", несколько лет проработавший на посту HR-директора металлургической компании Alcoa, один из заводов которой как раз находится в Самарской области.

Способ

Как считали

Российские регионы сильно отличаются друг от друга по площади территории и численности населения, поэтому в лоб сравнивать суммы антикризисных программ некорректно. Мы сочли, что лучшим показателем в этом случае будет отношение бюджета программы к числу работников в области. Числом работников мы считали численность экономически активного населения в регионе, по данным Росстата.

На что потратят "антикризисные" деньги

Переобучение

Людей переобучают на специальности, которые, по мнению служб занятости, востребованы рынком труда, - водителей, бухгалтеров и токарей.

Создание временных рабочих мест

Люди на этих работах обычно занимаются низкоквалифицированным трудом, например благоустройством территорий.

Помощь в переезде

Людям, которые ради работы готовы переехать в другой регион, дают деньги на поездку и аренду жилья на первые три месяца.

Помощь в организации малого бизнеса

Служба занятости помогает оформить документы и дает разовую выплату около 60 тысяч рублей.

Мнение

Федор Прокопов, исполнительный вице-президент РСПП считает, что эффективность антикризисных программ пока оценивать рано.

- Как вы можете объяснить разброс в суммах, выделяемых на преодоление кризиса?

- Могу лишь предположить, что в одних регионах больше людей, которые работают неполный рабочий день или неделю, чем в других. Они тоже являются аудиторией антикризисных программ, и этим может объясняться разброс.

- Антикризисные программы верстались за один-два месяца. Может, просто не хватило времени на нормальную подготовку?

- Это зависит от того, как регион занимался рынком труда до кризиса. Если регулярная работа велась, то сверстать быстро грамотный бюджет - не проблема. Ключевой вопрос - насколько эффективными окажутся эти программы. Считать эффективность можно по-разному. Например, во сколько обходится снижение безработицы в регионе на 1%.

- Уже можно судить об эффективности?

- Сейчас рано. Первые результаты должны быть понятны через три-четыре месяца, когда переобучат первых сотрудников и они вернутся на свои рабочие места, а безработные найдут новую работу. Кроме того, господдержка нужна, когда понятно, что рынок труда не может сам справиться с тем, что происходит. Москва, например, огромный и емкий рынок. Возможно, ей не нужны антикризисные деньги на те же программы и в том же объеме, что и в металлургических регионах.