А ЧТО В ЦЕНТРЕ?

Москва в пределах третьего транспортного кольца за короткое время превратилась в элитный район деловой и светской жизни с множеством офисов, ресторанов, кафе, бутиков и ночных клубов. Центр города становится местом для бизнеса и культурных мероприятий. В этом есть определенная логика, как и в перебазировании промышленных зон из центра за пределы МКАД.

Еще до активизации деятельности столичного градостроительного департамента реорганизацией производственных территорий в сердце Москвы стали заниматься различные инвестиционные компании, которые, приобретая контрольные пакеты акций предприятий, становились их главными акционерами. Новых хозяев столичной недвижимости тут же окрестили рейдерами, а у общественности сформировалось устойчивое мнение о том, что все поглощения - недружественные и что от этой деятельности в первую очередь страдает производство.
В то же время полуразвалившиеся производственные помещения не только не радовали глаз своим видом, но порой представляли настоящую опасность для жизни своих и окрестных обитателей. Большая часть предприятий, чьи производственные площади, а с ними и количество работников резко сократились в силу объективных обстоятельств, сдавалась в аренду. Причем в основном "вчерную", а дивиденды оседали в карманах "красных директоров" и чиновников местных администраций, которые прикрывали непрофильную деятельность предприятий.
Собственно именно эти неэффективные директора, доведшие свои предприятия до ручки, и становятся главными оппонентами здоровых рыночных процессов, идущих в городской экономике. С их легкой руки всех, кто занимается скупкой предприятий, стали называть рейдерами и приравняли чуть ли не к бандитам. Между тем ряд частных компаний - приобретателей промышленных активов осуществляет работу по перепрофилированию или перебазированию производств. Это становится отдельным направлением инвестиционной деятельности. Такими проектами занимается, например, ИК "Росбилдинг". Один из примеров деятельности компании по реструктуризации промзоны - перепрофилирование площадей филиала кожевенного предприятия "Рускон" на улице Дербеневская.
Некогда филиал облюбовали граждане Вьетнама, которые незаконно держали на его территории хлебопекарню и загрязняли Москву-реку промышленными отходами, а также незарегистрированные иностранцы из Украины, Молдавии и Таджикистана, которые превратили складские помещения "Рускона" в общежитие. Их даже не страшило соседство с подвалом, который свыше полувека был забит запасами высокотоксичного химического вещества.
"Росбилдинг" получил в собственность убыточное производство с долгами в 11 млн. рублей, в том числе и по заработной плате. При этом именно у нового собственника хватило средств и сил, чтобы не только вывезти и утилизировать запасы вредных химикатов, но и выплатить все долги предприятия, перепрофилировать здания из промышленной категории в офисную, согласовать вопросы реконструкции с департаментом науки и промышленной политики города Москвы и трудоустроить бывших работников завода.
В итоге вместо убыточного и неэффективного предприятия Москва получила свой первый бизнес-парк "Дербеневский" с офисами классов А и В, складскими помещениями, парковкой, кафе и фитнес-центром, построенным группой компаний "Экоофис" на площади 26 тыс. кв. метров всего за один год. В 2004 году "Дербеневский" признали лучшим реализованным девелоперским проектом года. С тех пор он еще не раз получал престижные награды.
Говоря экономическим языком, этот актив стал чистым во всех отношениях - и в смысле эффективности, и в смысле солидных вложений в капитальный ремонт, и в смысле прозрачности отношений между собственником и арендаторами помещений, что регулярно приносит солидную прибыль в столичный бюджет.
И этот пример не единственный. Причем представители ведущих инвестиционных компаний и девелоперов говорят о том, что все процедуры реструктуризации и перепрофилирования предприятий должны быть регламентированы со стороны городских властей, чтобы не допустить, во-первых, криминальных поглощений, а во-вторых, трагедий, подобных обрушению "Трансвааль-парка".
Ну а москвичи в таком случае вместо вредных производств, душащих город своими отбросами, получили радующие глаз красивые функциональные здания, которые, можно надеяться, в будущем займут свое достойное место в ряду столичных достопримечательностей.