БРАЧНЫЙ БУМ В МОСКОВСКИХ "ХРУЩОБАХ"

Именно так: семь раз за один год выходила замуж 42-летняя москвичка, проживающая в Войковском районе, и с той же регулярностью разводилась. Все женихи, как на подбор, были выходцами с Северного Кавказа.

Не будем, однако, восхищаться популярностью среди гостей Москвы сильно выпивающей безработной дамы или сочувствовать ее неудачливости в бракосочетаниях. Ни о каких чувствах в данном случае речи вообще не идет. Каждого нового мужа женщина прописывала на свою жилплощадь, а после развода не торопилась выписывать. Ее "бывшие" затем регистрировали в этой же квартире своих детей и якобы оставленных жен. В итоге на каждого жильца в однокомнатной квартире стало приходиться по половине квадратного метра. Но каждый из них получал право при переселении претендовать на все 18.
Программа по переселению москвичей из ветхого жилья срывается из года в год. И всегда в последний момент выясняется, что нуждающихся почему-то гораздо больше, чем показывали предварительные расчеты. Метров в новостройках на всех не хватает.
Всерьез обеспокоился этой проблемой префект Северного административного округа столицы Владимир Объедков. Узнав, что в малогабаритной однокомнатной квартирке прописано больше народу, чем в целом подъезде, он обратился за помощью в милицию. Но там его неожиданно "остудили": мол, регистрация всех граждан произведена на законных основаниях. Пришлось префекту встретиться с окружным прокурором Евгением Залегиным. Тот ознакомился с первичной документацией и взялся за проверку.
- Мы даже не представляли себе масштабов того, что происходит, - признается он. - Думали - единичный случай. Проверку начинали силами только окружной прокуратуры, но со временем пришлось подключить сотрудников двух межрайонных прокуратур и отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД округа. Создали мобильную оперативную группу. Почему нам пришлось это делать на уровне округа? Да потому что районные власти здесь могли быть только тормозом, поскольку они сами являлись участниками махинаций с квартирами, как и работники дирекций единого заказчика, и сотрудники органов внутренних дел.
Известно, что после того, как правительство Москвы принимает решение о сносе конкретного дома, регистрация новых жильцов в нем должна тут же прекращаться. Но возможно исключение - для детей и тех, кто женится или выходит замуж. В таком случае вопрос о регистрации решается на жилищной комиссии. При отказе можно обратиться в суд. И не было случая, чтобы суд отказал в удовлетворении иска тем гражданам, которые действительно создали новую семью.
Расчет на это и породил массовые фиктивные браки в "хрущевках". Кто лучше всех знает контингент в них живущих? Конечно, в первую очередь - участковые милиционеры. Немало нужной информации стекается и к паспортисткам, работникам дирекций единого заказчика. Отсюда и начинается нередко преступная цепочка.
Мошенники подыскивали одинокого, пьющего, безработного человека. Напоив-накормив и дав небольшую сумму денег, вели в загс. В цепочке сыграли свою роль и работники нескольких загсов - в Подольске и Клину Московской области, в Киржачах Владимирской области. В самой Москве фиктивные регистрации производились Левобережным загсом.
Далее по заявлению ответственного квартиросъемщика в дирекции единого заказчика готовили документы для регистрации по месту жительства, будто бы проверяли достоверность всех сведений, прекрасно зная, что все это липа, и передавали в паспортный стол милиции. А там тоже "свои люди" - от паспортистки до начальника.
Когда "новобрачный" прописывается в квартире, следом он регистрирует здесь и своих малолетних детей - имеет право! Затем начинается обратный процесс: "молодожены" разводятся, а прежняя семья воссоединяется. И, конечно же, на площади основного квартиросъемщика.
- Кстати, за разводом они шли тоже к своим людям в загс, - рассказывает окружной прокурор, - так что все делалось очень быстро, им не приходилось даже выдерживать положенного в таких случаях срока. Помогали составлять документы о разводе секретари судов. Они готовили выписки из решений по гражданским делам, которых на самом деле не было. С печатью тоже все было "в порядке". А когда ответственный квартиросъемщик снова свободен, можно прокручивать с ним следующую приблизительно такую же операцию.
Выявить квартиры, где явно пахло мошенничеством, оказалось не самым сложным. Куда более кропотливой оказалась работа по поиску вещественных доказательств. Опрашивали соседей - живут или не живут здесь "новобрачные"? Выясняли, обращались ли они в местные поликлиники или не обращались. Проверяли, учатся ли их дети в соседних школах. Ну а дальше доходило иногда и до того, что приходилось пересчитывать постельные принадлежности и зубные щетки.
Сегодня скрупулезно проверены только три района - Бескудниково, Ховрино и Войковский. Возбуждены уголовные дела в отношении работников дирекций единого заказчика, сотрудников паспортных столов милиции, загсов и других чиновников, связанных с махинациями, - всего около 40 дел. А исков к незаконно прописанным гражданам предъявлено больше ста. 81 иск уже рассмотрен в суде и удовлетворен - люди будут выписаны.
Около десяти тысяч квадратных метров нового жилья уже спасено от разбазаривания. Сейчас Северная прокуратура получила списки по ветхому фонду своего округа, который сносился раньше, и работа будет продолжена.
Окружной прокурор затруднился ответить на вопрос, сколько процентов жилья получают незаконным образом при сносе ветхих домов.
- Мы проверили только одну лазейку: фиктивный брак, - заметил он. - А есть ведь и другие варианты. Ну, например, связанные с ведомственным жильем. В доме по Старопетровскому проезду, 12, четыре корпуса подлежат сносу. Раньше они принадлежали заводу "Авангард", распоряжались ими ЖКО и фабрично-заводской комитет, через которые шло и предоставление жилья, и разделение счетов. Это и уловили два брата - Багдасаняны. Они составляли фиктивные решения фабрично-заводского комитета и проставляли в них старые даты. Так и перетащили сюда по существу два армянских села из пригорода Еревана. К счастью, сохранился трудовой архив завода, из которого видно, что под номерами, указанными в фальшивых решениях, проходили совсем другие документы. Так что прокуратура обладает доказательной базой по целому ряду незаконных вселений. Более чем по 20 квартирам уже поданы иски в суд.
Получив докладную Евгения Залегина по предварительным результатам проверки, прокурор Москвы Анатолий Зуев дал указание провести такую работу во всех районах и округах столицы. Похоже, что для неподдельных очередников новоселье станет ближе.