На вопрос к руководителю комиссии по ликвидации предприятия "Серовский металлургический завод" Алексею Борщенко, что он думает по поводу этого заявления, ответ был следующий: "После нескольких лет хозяйничания на заводе команды Бакова завод пришел в страшный упадок".
Общий размер убытков по итогам 1999 года составил 7 миллионов 418 тысяч рублей. Алексей Борщенко назвал такое положение "катастрофическим". С ним трудно не согласиться. Обязательства завода на середину 1999 года составили 693 миллиона рублей при балансовой стоимости имущества в 1 миллиард 127 миллионов рублей. Убытки предприятия от реализации продукции составили 1 миллион 70 тысяч рублей.
По словам Алексея Борщенко, все мартеновские печи находятся в предаварийном состоянии. Их нормативный срок эксплуатации давно истек. Капитальный ремонт некоторых из них следовало проводить еще 7 лет назад. Не случайно в документах мартеновского цеха констатируется, что процент брака при эксплуатации печей возрос на 66,7 процента, а при разливке стали - на 27,3 процента.
Такая ситуация сложилась из-за хищнического использования оборудования. На еще недавно одном из самых передовых предприятий отрасли (потенциальная мощность завода - 1,2 миллиона тонн стали в год ) действовали по принципу "после нас хоть потоп". Прежнее руководство 90 процентов прибыли перегоняло в оффшоры, совершенно не думая о технической политике. В результате техническая экспертиза вынуждена констатировать, что "основной причиной потерь в печном пролете является прорыв металла из печи при использовании заправочных материалов, не отвечающих требованиям, и использование в шихте свинецсодержащих отходов. Аварийные потери при разливке вызваны неудовлетворительным состоянием сменного оборудования, а также перепростоями готовых к разливке составов из-за аварийной остановки печей, что приводило к остановке изложниц в зимнее время".
Получив в наследство такое предприятие, новое руководство поставило в качестве приоритетных две задачи. Первая - несмотря ни на что, уже в ближайшие месяцы увеличить выпуск продукции. Вторая - выплатить задолженность по зарплате.
Обе эти задачи тесно взаимосвязаны. Выплаченная зарплата трудовому коллективу за март, твердые обещания в будущем выплачивать ее регулярно два раза в месяц, а также решение нового руководства повысить зарплату с 1 мая на 20 процентов, несомненно, способствовали стабилизации обстановки на заводе. В апреле даже зафиксировали увеличение выпуска продукции.
На заводе растет понимание того, что прежнее руководство использовало трудовой коллектив для решения конфликта с законными владельцами предприятия. Об этом прямо высказался председатель профсоюзного комитета завода В.Лихачев: "Я от имени профкома, от большинства работников завода беру на себя смелость и заявляю, что трудовой коллектив больше не желает вмешиваться в конфликт собственников. Нужно работать. Для металлургов главное - нормальная деятельность завода, своевременная зарплата".
В. Лихачев подтвердил, что совместно с администрацией завода будет продолжена политика социальной поддержки работников. Уже с мая зарплата увеличена на 20 процентов, а с июня коллектив будет регулярно получать деньги дважды в месяц в виде аванса и получки. Зарплата за апрель будет выплачена до 20 мая.
Кроме того, новая администрация сохранит и улучшит все имевшиеся социальные льготы, в том числе дотации на питание, надбавки к пенсиям, персональные надбавки и прочие. 88,2 тысячи рублей направлено на выплату материальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, работающим на заводе. 200 тысяч рублей выделены в качестве дополнительных надбавок к пенсиям работникам предприятия.
Было бы преждевременно утверждать, что ситуация на Серовском металлургическом заводе совершенно спокойная. Уволен с работы ряд руководящих работников, которые допустили по указанию Бакова остановку завода. За всю 104-летнюю историю предприятия такое случалось всего лишь один раз. Для производства с непрерывным циклом эти действия можно расценить только как недопустимые. Тем не менее новое руководство уже сделало главное - предприятие начало эффективно работать.
Вызывает удовлетворение и еще один момент. Прежнее руководство завода, действуя до своего поражения вне правового поля, сейчас сделало необходимые выводы. Антон Баков заявил, что хочет законными методами - через суд вернуться в кресло руководителя завода. Что ж, это его право. Его главный оппонент Алексей Борщенко полагает, что все прошли хорошую школу, обращение в суд - законное право каждого и что он не будет в отличие от Бакова строить баррикады из бетонных блоков и ставить на охрану завода нанятых людей.
О необходимости рассматривать подобные дела в правовых рамках заявил и председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев. Такой была его реакция на поступающие жалобы по поводу ситуации на Серовском металлургическом заводе.
Еще более определенное заявление сделал губернатор Свердловской области Эдуард Россель, считающий, что процесс смены собственников - явление объективно закономерное. "Нерадивый собственник должен уступить место добросовестному труженику", - утверждает Эдуард Россель. И хотя он считает, что нужно найти "золотую середину", однако суть его позиции ясна: руководство области и в дальнейшем будет поддерживать смену неэффективного экономического собственника.