Поводом для нашей встречи послужил проведенный общественным советом по установлению мира в
Поводом для нашей встречи послужил проведенный общественным советом по установлению мира в Чечне опрос взрослого населения, проживающего на территории республики. Если верить организаторам этой акции, более 100 тысяч опрошенных считают, что работу по мирному урегулированию в Чечне должен возглавить бывший председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов.
- Асламбек, как лично вы относитесь к этой инициативе?
- Любую инициативу, направленную на прекращение кровопролития в Чечне и стабилизацию положения, я приветствую. Это естественно. Что касается самого опроса и кандидатуры Хасбулатова, уверенности в том, что все это - объективно, нет. Во-первых, сомневаюсь, что в нынешней Чечне, раздираемой противоречиями, стиснутой блокпостами и простреливаемой боевиками, можно провести какую-то беспристрастную акцию в виде опроса общественного мнения. Да там сейчас из одного селения в другое добраться - проблема. Думаю, что, скорее всего, сторонники Хасбулатова ведут свою игру, выдавая желаемое за действительность.
Хотя, впрочем, я отнюдь не против этой фигуры, как и других претендентов на чеченский "престол". Таких "вождей народа", по-моему, уже пятнадцать - в том числе Кадыров, Гантамиров. Все они готовы взять на себя ответственность за будущее республики. Ну и, как говорится, с Богом.
Меня смущает другое. Говорильни в чеченских диаспорах много, а реальных дел пока не видно, потому что предложения лидеров общественных чеченских организаций Москва практически не слышит... Еще 12 ноября прошлого года, например, "Союз народов Чечни, проживающих вне исторической родины" провел в Москве съезд и предложил руководству страны программу мирного урегулирования ситуации. Однако инициатива съезда, выражающего волю 800 тысяч проживающих в регионах России граждан Чечни, федеральным центром была проигнорирована.
- Сейчас ситуация другая. Военные, как известно, утверждают, что основная, боевая, часть антитеррористической операции завершена...
- Эти утверждения я считаю необъективными. Судите сами: федералы как применяли против боевиков ракеты, авиацию и артиллерию, так и применяют. Боевики как отбивались в основном стрелковым оружием, так и отбиваются. А теперь перешли к методам партизанской войны, устраивают засады, внезапные нападения... Если не предпринять каких-то радикальных политических мер, такое положение может сохраняться долгое время.
- Что же нужно, по-вашему, срочно предпринять?
- Я считаю, необходимо безотлагательно провести съезд всех народов Чечни, причем на территории самой республики - в Старых Атагах, Гудермесе или в Шали. На нем должны быть представители всех чеченских диаспор, существующих в регионах России, в том числе и русские беженцы. Причем расходы на организацию съезда должно взять на себя государство. Вот на этом съезде и будут приняты радикальные политические решения. Там не нужно выяснять, кто в какой степени виноват и кто пользуется большей популярностью. Сам народ скажет свое веское слово, проигнорировать которое не сможет никто, потому что на съезд соберутся самые уважаемые и влиятельные люди.
- Но прислушаются ли к этому лидеры сепаратистов?
- А они и сами должны быть участниками съезда.
- Но ведь тот же Масхадов вряд ли рискнет появиться на публике, он ведь, как и другие вожаки бандформирований, - в розыске.
- Масхадов не прекращает поиска контактов. На днях на меня вышли его представители и предложили встречу с ним. Я предложение принял и на днях вылетаю в Чечню. Имею на это право и как гражданин России, и как чеченец, и как лидер 800-тысячной общественной организации.
- О чем же вы намерены говорить с Масхадовым?
- О самом главном. Ранее он неоднократно убеждал меня в том, что ненавидит Шамиля Басаева и Хаттаба, что они - враги чеченского народа. Вот и пусть наконец во всеуслышание отмежуется от бандитов, перейдет на сторону федералов, поможет войскам изгнать с чеченской земли террористическое отребье. И потом, несмотря ни на что, пусть держит ответ перед народом за тот беспредел, что был допущен им в Чечне. Вместо обещанной процветающей независимой республики при его режиме сложился невиданный криминальный анклав, а народ ввергнут в пучину горя и страданий. Если Масхадов - настоящий горец, мужчина, пусть найдет в себе силы предстать перед народом. А федеральным властям, безусловно, надо дать Масхадову определенные гарантии безопасности хотя бы на время работы съезда.
- Как вы относитесь к идее прямого федерального правления в Чечне?
- А что это такое, "с чем его едят"? Я считаю, что если даже будет принят соответствующий закон, он не будет иметь перспективы. Народ-то никто не спросил, чего он хочет. И вместе с тем все твердят, что судьбу Чечни должны решать в конечном счете сами чеченцы. Вот и дайте нам возможность решать. Уверен, что съезд представителей всех граждан республики, где бы они ни проживали, крайне необходим, и как можно скорее.