ЖИЗНЬ У ШАХТЕРА ЧЕРНЕЕ УГЛЯ

В Кузбассе снова драма. Произошел взрыв на участке прокопьевской шахты "Красногорская". В эпицентре оказалось 12 горняков. Девять выбрались на поверхность самостоятельно, троих откопали горноспасатели. Половина с тяжелыми травмами различной степени тяжести госпитализирована, один из них находится в коме. Очередная трагедия вновь заставила специалистов заговорить о безопасности шахтерского труда.

С начала года на угольных предприятиях Прокопьевска произошло девять случаев со смертельным исходом. В прошлом же году там погибло 22 человека, более тысячи получили травмы. Из-за простоев и по прочим причинам потеряно 60 миллионов рублей - почти пятая часть от средств, выделяемых на господдержку угольной отрасли. Руководство регионального ТЭК такая статистика удручает. На многочисленных совещаниях и заседаниях по вопросам безопасности шахтерского труда специалисты анализируют ситуацию. Вот что получается.
В угольной промышленности Кузбасса в 1999 году погиб 71 горняк. Чаще всего приводят к трагедиям под землей обвал породы и угля, взрывы и вспышки метана. Но особую тревогу у специалистов вызывает тот факт, что, как правило, несчастья в забое происходят из-за небрежности самих горняков. Бывает, мастера передают взрывчатку лицам, не имеющим права на ведение таких работ и соответствующей квалификации. Бывает, горняки в забое курят, а то и вовсе спускаются на рабочее место, приняв дозу спиртного.
В протоколе совещания по промышленной безопасности отмечено, что факты говорят о слабом производственном контроле, иногда о полном его отсутствии. Во многом это стало возможным из-за отсутствия четких ведомственных нормативных документов, определяющих систему работы по безопасности и требования к дисциплине тех, кто занят на особо опасных работах. Предложения комиссий, расследовавших причины аварий, остаются нереализованными. Причина банальна - недостаточное финансирование. Угольная отрасль вообще традиционно "списывает" многие проблемы на недостаток средств, что закономерно для дотационной отрасли.
Однако тут получается замкнутый круг: угольный Кузбасс тратит миллионы на похороны и восстановление шахт после взрывов, а на то, чтобы трагедий избежать, денег не хватает. Та же злосчастная компания "Прокопьевскуголь" получила в прошлом году в качестве господдержки 340 миллионов рублей, и из них 10,8 миллиона ушло на ликвидацию последствий аварий. Только прямой ущерб от них составил еще около 15 миллионов. А прибавьте к этому простои производства, стоимость похорон, компенсаций...
Угольной промышленности региона как воздух нужны инвестиции. Но капитал бежит от шахт как черт от ладана, поскольку в отрасли идет бесконечный передел собственности и сфер влияния. Шахтеры работают на старой технике, износ которой составляет 90 и более процентов. Понятно, что в таких условиях по определению не избежать аварий. Не хватает средств на приобретение приборов, позволяющих решать вопросы безопасности - например, бороться с газом и пылью в шахтах.
Каждая миллионная тонна добытого подземным способом угля оплачивается одной человеческой жизнью - таков сегодня показатель по отрасли. Однако по компании "Прокопьевскуголь" это соотношение иное: более трех жизней за миллион тонн "черного золота". Слишком дорого.