Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть
Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» — шоу «Малахов». Последнее началось давним клипом с песней «Миллион алых роз». Это понятно, стихи-то для нее написаны Андреем Вознесенским, с которым Зоя Борисовна прожила почти полжизни. Имя исполнительницы названо ведущим не было, но зрители моментально узнали молодую Пугачеву. И это было, наверное, ее единственное появление на телеэкране. А ведь за день до того Алле Борисовне исполнилось 75...
Прежде важные даты певицы непременно отмечались федеральным телевидением. Так, пять лет назад вышеупомянутые каналы не пожалели времени на большие концерты в ее честь. Теперь же встретили юбилей гробовым молчанием. Словно нет и не было женщины, которой за пять дней до «величайшей геополитической катастрофы» одной из последних было присвоено звание народной артистки СССР, а позже получавшей ордена из рук трех российских президентов.
Причина обструкции понятна. Вопрос: была ли она устроена по указке «сверху» или руководство «кнопок» само так решило? И как объяснить первые кадры малаховской передачи? Не желанием же Андрея сделать эффектную подводку к следующему эпизоду, где он, напевая тот самый советский шлягер, вручает огромный алый букет юбилярше. Можно было начать шоу, например, с «Аллилуйя любви» из мюзикла «Юнона и Авось», поставленного когда-то «Ленкомом» по Вознесенскому же, поскольку содержание спецвыпуска во многом строилось как раз на теме любви поэта и его музы. Неужели в обстановке всеобщей травли Малахов сам решился таким образом показать, что он не предал дружбу с Пугачевой, которой всегда искренне гордился? Или это знак, разрешенный начальством?
Последнее было бы вполне объяснимо. Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна — отрезанный ломоть. Но нельзя вот так мгновенно забыть, сколько певица сделала для «ящика». Количество проектов, где она не просто выступала, но принимала непосредственное участие в их создании, исчисляется десятками. Все эти «Песни года», «Рождественские встречи», бесчисленные «Огоньки»... Да директора каналов бились смертным боем за то, чтобы заполучить ее в свой новогодний концерт. И зрители знали: при всем разнообразии праздничного меню главное «блюдо» там, где появится она...
Мы все понимаем. С учетом общей ситуации непримиримости к иноагентам, их супругам, родне и друзьям представить себе в федеральном эфире панегирик в честь Пугачевой невозможно. Но неужели в новостях нельзя было дать коротенький сюжет следующего примерно содержания: «Мол, сегодня юбилей у знаменитой певицы, на песнях которой выросло не одно поколение соотечественников. К сожалению, с началом СВО она не смогла занять правильную гражданскую позицию, о чем ее былые поклонники искренне сожалеют». Получилось бы, что и прошлые заслуги не забыты, и нынешнее поведение осуждено. Между прочим, именно таким образом поступила пара радиостанций, а «Радио КП» даже отправило корреспондента на столичные улицы, поспрашивать народ, как он к Пугачевой относится. Оказалось, за небольшим исключением, по-прежнему хорошо.
Впрочем, есть и позитив: НТВ не разразился в честь юбилея какими-нибудь разоблачениями из цикла «Основано на реальных событиях». В духе тех, что канал делал про Собчак. А Соловьев не посвятил ей очередной выпуск авторской программы «Полный контакт». Помнится, когда Алла Борисовна приезжала в Москву прощаться с Юдашкиным, Владимир Рудольфович перед основным репортажем разразился следующей тирадой: «Я не понимаю, почему пустили Пугачеву назад. Это вообще что такое? Это что, все можно? Можно нести все что угодно про страну, можно все это через губу, а потом их пускают назад? Давайте ее по телевизору еще покажите, дайте концерт провести. В ножки ей упадите, цветами встретьте!»
Кстати, об упомянутой выше Ксении Анатольевне. Та к юбилею выпустила фильм «Знаешь, все еще будет...», уже собравший более миллиона просмотров. Взяв интервью у известных людей и опять-таки опросив прохожих, еще одна «любимица» Соловьева задалась целью показать, что Пугачева, несмотря ни на что, по-прежнему занимает особое место в жизни соотечественников. Возможно, АБ это и было приятно, но вряд ли подобное заступничество пойдет ей на пользу. Скорее наоборот.
Да и вообще всеобщая любовь к Примадонне — это миф. Публика вечно приписывала ей множество грехов. Помните петицию, призывавшую ТВ изжить из «Огоньков» Пугачеву и ее окружение? В откликах звучали такие обвинения: не пускает на эстраду молодых, всячески способствует продвижению собственного культа, кичится богатством, покровительствует гей-лобби. Уж не говоря о таких мелочах, как молодые мужья, фавориты, короткие юбки и пение под фанеру...
Плохо одно. Вся эта ситуация аккуратненько ложится на нашу традицию периодически вычеркивать из отечественной истории целые страницы с фактами и именами. А потом каяться, восстанавливать их и: вымарывать новые. Такая вот старая песня о главном.