Почему в стране с крупнейшими газовыми запасами дома топят дровами
«Бояться нужно не генералов, а ефрейторов», — говорил герой французской кинокомедии «Закон есть закон». Нынче эти слова вспомнились при попытке выяснить, как выполняется общероссийская программа социальной газификации домохозяйств, утвержденная правительством три года назад.
Напомним, что целью программы называлось повышение качества жизни населения за счет предоставления массового доступа к природному газу. А также решение экологических проблем за счет замещения таких видов топлива, как уголь, мазут, дрова. По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, печами у нас в стране пользуются для обогрева 15% частных домов, а еще 70 тысяч многоквартирных жилых зданий, из-за чего зимой в безветренную погоду на улицах некоторых городов дышать нечем. Так, по данным Росстата, в Псковской области печки топят треть жителей, в Костромской — каждый пятый. В Красноярском крае, где городские власти регулярно объявляют «режим черного неба», жилой фонд обеспечен газом на 15%, а в целом по Сибирскому федеральному округу немногим лучше — на 16,8%. В Туве печное отопление — у более чем 85% населения.
Неслучайно как исполнение народной мечты восприняло население эту программу, когда президент Владимир Путин предложил расширить ее на садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ). «Люди годами, порой из поколения в поколение, обихаживают свои земельные участки, а сейчас строят там дома, в которых можно жить круглый год, — заявил глава государства в Послании Федеральному собранию. — Но подключиться к сетям не могут, потому что садовые товарищества не попадают в программу социальной газификации. Проблема затрагивает миллионы семей. Безусловно, ее нужно решить, причем в интересах граждан».
Если верить статистике, в России 16 млн дачных участков, где дома отапливаются чем бог на душу положит. И самыми важными для их обитателей были следующие слова президента: «За подводку газа непосредственно до границы земельного участка в населенном пункте люди платить не должны!» Однако многое начало меняться, когда за дело взялись исполнители.
Здесь нужно отметить, что Россия находится на втором месте в мире по дешевизне газа с ценой 7,4 рубля за кубометр. Дешевле только в Казахстане — 4,8 рубля за «куб», позади Белоруссия — 8,6 рубля. А в Германии газ дороже вдесятеро: 72,8 рубля за кубометр, во Франции — 88,7, в Италии — 115,2 (естественно, все цифры даны в пересчете на наши деньги). Правда, во всех этих странах климат помягче и зарплата выше, так что на газовый обогрев жилья им хватает. Но в России обогрев одноэтажного кирпичного дома площадью 120 квадратных метров в течение зимнего месяца с 30-градусными морозами обойдется углем в 4800 рублей, дровами — в 7300, электрокотлом — в 26 200, а сетевым природным газом — в 4100 все тех же рублей. А уж о комфорте при использовании голубого топлива и говорить нечего. Остался пустяк — газифицироваться!
Еще в конце августа 2020 года «Единая Россия» предложила подключать население к газу за счет «Газпрома», а расходы монополии компенсировать господдержкой — либо в формате льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), либо за счет выпуска бессрочных облигаций. Позднее глава «Газпрома» Алексей Миллер предложил с-здать в стране единого оператора газификации домов на базе корпорации, и ныне социальная газификация, которую уже переименовали в «догазификацию», идет по схеме: «Газпром» и его подразделения бесплатно подводят газ к границам земельных участков граждан. А дальше халява заканчивается: за проведение газа непосредственно на участке (так называемая последняя миля) должен заплатить потребитель. Ему же тратиться на приобретение газовой плиты, котла-бойлера и оплачивать их подключение.
Три года назад было хуже и дороже, поскольку будущий пользователь «газового рая» сначала должен был оплатить подводку газовой трубы к своему участку с соседней улицы или от магистрального газопровода — кому как повезет.
Известны случаи, когда в ближнем Подмосковье за эту «услугу» требовали до 1,5 млн рублей и более (не считая взяток!), из-за чего претендентов было немного. Но под Воронежем договаривались на подводку газа к даче за 30 тысяч рублей, а под Липецком — за 50 тысяч. Правда, это было еще в 2010 году...
Зато ныне социальные сети заполнены жалобами на срыв социальной газификации... по вине населения. Мол, сложилась уникальная ситуация, когда «Газпром» выполняет свои обязательства, а программу срывают сами облагодетельствованные граждане. В минувшем году базирующийся в Санкт-Петербурге «Газпром межрегионгаз» сообщил в местной прессе, что при исполненных по стране более 539 тысячах договоров на догазификацию реально к газу подключилась только 271 тысяча домовладений — чуть больше половины. На северо-западе страны статистика еще хуже: согласно заявкам, газовики протянули трубы до границ участков по 40 391 договору, а фактических подключений было только 10 035. То есть три из четырех трубопроводов, проложенных к домовладениям, остались неиспользованными. Генеральный директор единого оператора «Газпром газификация» Сергей Густов пояснял: планы — графики прокладки труб составляются местными властями на основе данных о желании жителей подключиться к сетевому газу, соглашающихся на оплату «последней мили». А когда газ уже у забора, народ вдруг отказывается. Почему?
Ответ простой: нет денег. Местные газовые компании, узрев в программе социальной газификации новый Клондайк, в разы и даже в десятки раз подняли цены на «переход через забор». Эта подводка, по данным правительства, вздорожала до 120 тысяч рублей, а эксперты называют сумму и в 200-300 тысяч. «Многие россияне, чтобы провести газ в свои дома, сегодня вынуждены брать кредиты — зачастую на грабительских условиях, с огромными переплатами», — заявил первый зампред комитета ГД по ЖКХ Владимир Кошелев.
В итоге социальная газификация быстро превратилась в весьма дорогое удовольствие. Большинство граждан сегодня не могут себе позволить такие расходы. По данным на январь 2024 года, с начала действия программы было подано более 1,5 млн заявок на газификацию, но газ подведен лишь в 485 тысячах домовладений — меньше трети. То есть программа буксует.
Это понимает вице-премьер Александр Новак, который в ходе совещания с президентом Владимиром Путиным предложил, чтобы регионы выделяли больше средств на дотации малоимущим на эти цели. И такие субсидии уже выделяются. В Карелии размер ее составляет 125 тысяч рублей, в Ленинградской области — 200-300 тысяч, в Челябинской области — 200 тысяч. В Алтайском крае с января минувшего года всем категориям малоимущих компенсируют до 100 тысяч рублей затрат на подведение газа внутри границ земельного участка и покупку газового оборудования.
Но заметьте: эти немалые деньги из региональных и федерального бюджетов потребовались лишь из-за бессовестных аппетитов региональных газовиков, которые даже за рытье траншеи от забора до дома требуют десятки тысяч рублей за метр, объясняя, что копать должны «сертифицированные бригады» (а копают за копейки мигранты). Ау, прокуратура!
Кратно выросли и тарифы на обслуживание газового оборудования в многоквартирных и индивидуальных домах. Например, в Саратовской области стоимость услуг по техобслуживанию выросла на 80%, а в Самарской области — более чем вдвое. Госдума даже приняла по этому поводу обращение к министру строительства и ЖКХ Иреку Файзуллину.
Корпоративное мошенничество с бюджетными деньгами идет под флагом помощи ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий, многодетным семьям, малоимущим гражданам и другим льготникам. И потому Кабмин оказался вынужден перечислить более 2,3 млрд рублей в 54 российских региона на покрытие этих незапланированных расходов. Но уже ясно, что на всех не хватит. Хотя бы потому, что меры социальной поддержки от государства нынче получают 80 млн человек, из них 45 млн — пенсионеры, а 35 млн — другие категории граждан. «С учетом того, что у нас сейчас 30 тысяч мер социальной поддержки, которые объединены в 387 категорий выплат, количество получателей у нас, если мы исключаем пенсионеров, — около 34-35 млн», — поясняет замглавы Минтруда Алексей Скляр.
И вот какая часть из них окажется претендентами на «газовую субсидию» — треть или четверть? Сегодня, по словам вице-премьера Александра Новака, потенциал подключения к газу в России составляет около 2,5 млн домохозяйств, причем без учета дачников. По всему выходит, что желающих обзавестись полноценным загородным домом с газовым отоплением, а не дровяной «избушкой на курьих ножках», должно прибавиться в самые ближайшие годы. Кстати, глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в сентябре 2021 года заявил, что задача по полной газификации страны будет достигнута к 2030 году. А ведь нынешняя социальная догазификация объявлена бессрочной, и вряд ли государство захочет дезавуировать свои обещания.
Но у газовиков есть другой путь саботировать благие намерения высшей власти: задрать цены на все, что можно и нельзя. И тогда виновниками срыва важнейшей социальной программы окажутся... сами россияне.
А в это время
В Госдуме подготовлен законопроект, дающий право гражданам получить сертификат для оплаты работ и услуг по газификации индивидуальных жилых домов. Определять размер сертификата, а также перечень категорий граждан, которые получат поддержку, должны будут сами регионы, как и рассчитываться по этим долгам. «Не каждая семья может позволить себе организацию подключения, — объяснил глава ЛДПР Леонид Слуцкий. — Мы предлагаем ввести для отдельных категорий граждан сертификат, который позволит проводить работы без необходимости вложения семейного бюджета. Определять список тех, кто нуждается в такой поддержке, регионы будут сами. Так можно ускорить газификацию домовладений и достигнуть 100-процентного показателя не к 2030 году, а гораздо быстрее». Но фактически предлагаемый законопроект загонит российские регионы, которые выпустят такие сертификаты, в долговую кабалу к газовикам, чьи финансовые аппетиты становятся беспредельными.