Запустив в феврале процессы безудержной эскалации конфликта с Россией, Запад сбросил все маски и загнал себя в замкнутый круг
Украинские власти получили карт-бланш на организацию любых информационных провокаций, которые, в свою очередь, доводят до уровня истерии общественное мнение в США и странах Европы. Возникает эффект бумеранга - на соответствующие настроения ориентируются уже местные политики, живущие в режиме перманентной предвыборной кампании. Беспрецедентные санкции против Москвы так и не достигли своей главной цели – внутриполитической дестабилизации России. Но и отменить их невозможно в силу имиджевых причин – Запад не способен признать неэффективность выбранной стратегии, уже обернувшейся экономическими ударами по базовому электорату. Каналы диалога с Россией заблокированы практически по всем направлениям, соответственно, США и их союзники поставили себя в зависимость от позиции Киева, превратившего переговорный процесс в очередной инструмент манипуляции настроениями западных руководителей. Как справедливо заметил Президент В.В.Путин, ситуация близка к тупику.
Мудрые государственные деятели, руководившие ключевыми странами НАТО в прошлом, в подобных условиях постарались бы объективно оценить обстановку, напомнить Украине о деструктивном влиянии затянувшегося кризиса на международную безопасность и необходимости скорейшего поиска компромиссов, наконец, пошли бы на прямой диалог с Россией по вопросу об урегулировании конфликта и выстраивании новой архитектуры европейской безопасности. Но это был бы путь Де Голля, Брандта, Геншера, Миттерана… А что же делают те случайные фигуры локального масштаба, которые волей судьбы (и капризов избирателей) оказались у власти в Вашингтоне и европейских столицах? Конечно же, идут на дальнейшее обострение.
Вместо того, чтобы проанализировать предысторию украинского кризиса и признать, что расширение НАТО – военного союза, существование которого утратило смысл после окончания «холодной войны» – является первопричиной происходящих трагических событий, они идут по проторенной дорожке. Объявление о намерении расширить Альянс за счет Швеции и Финляндии, конечно же, «по многочисленным просьбам трудящихся», призвано сделать разрядку напряжения невыполнимой миссией. Нейтральный статус Стокгольма и Хельсинки традиционно символизировал альтернативу блоковому мышлению в Европе. Эти две страны научились стабильно и эффективно развиваться в условиях невовлеченности в западные стратегические игры по сдерживанию России и сковыванию ее военного потенциала. Их пример был наглядной и яркой демонстрацией возможности особого пути для государств, с одной стороны, нацеленных на евроинтеграцию, с другой – не желающих превращаться в очередной бастион американской гегемонии. А ведь именно такую модель развития – вступление в ЕС при закреплении внеблокового статуса – предлагал закрепить за Украиной В.Зеленский. Даже если подобную инициативу он выдвигал искренне, в чем есть большие сомнения, возникает вопрос – соответствует ли она планам западных кураторов Киева?
Хотя в Вашингтоне и Брюсселе неоднократно заявляли, что цель НАТО не состоит в окружении России, нынешняя экспансия Альянса на Скандинавском полуострове говорит как раз об обратном. Об интеграции Финляндии и Швеции не без злорадства заявляют, как о практически решенном вопросе, хотя для нее нет весомого повода (или мы чего-то не знаем?), а в самих этих странах не прошло никаких должных демократических процедур – местное евро-атлантическое лобби ссылается лишь на некие данные соцопросов. При этом и нейтралитет Украины (а в перспективе и Грузии с Молдавией) тоже может не устроить ее покровителей – недаром Ж.Боррель призвал Киев стремиться к победе над Россией на поле боя. Фактически мы наблюдаем ситуацию, при которой маски окончательно сброшены. С учетом резкого наращивания активности США в Азиатско-Тихоокеанском регионе через создание сети альянсов с участием Японии и Австралии (также вовлеченных в санкционную войну против Москвы), нас попытаются окружить по всем фронтам – от Балтики до Дальнего Востока.
Параллельно с продолжающейся кампанией по подрыву внутриполитического единства россиян и провоцированию дефолта в нашей стране, создаются предпосылки для долгосрочного военного давления. Через концентрацию сил у российских границ Запад стремится навязать нам новую гонку вооружений, которая должна будет, по его замыслу, медленно, но верно, измотать население и заставить его сделать выбор в пользу «партии реванша 90-х».
Однако Вашингтон и Брюссель слишком сильно повысили ставки. Холодная война на два фронта – против России и Китая – заведомо обречена на провал – экономический, внутриполитический, стратегический. Коллективный Запад банально не выдержит того напряжения, которое сам пытается создать, ставя под угрозу всю модель современной глобализации. Администрация Байдена и ее союзники стремятся представить выбранный ими курс как средство возвращения снизившегося в последнее время западного влияния на глобальной «шахматной доске», но в реальности, наоборот, делают все для бесповоротной девестернизации международных отношений. Главное, что в эпоху новой искренности мы можем больше не заблуждаться насчет истинных целей и задач наших, в недавнем прошлом так называемых «партнеров». Один из важнейших уроков украинских событий заключается в том, что мы должны окончательно расстаться с иллюзиями насчет перспектив диалога с евро-атлантическим сообществом и вместо новых игр в дипломатический политес оперативно предпринять необходимые шаги для защиты национальной безопасности.