Вчера в российской столице стартовал Московский международный кинофестиваль
Кинофорум открылся в концертном зале «Пушкинский» костюмированной исторической драмой «Император Парижа» в постановке Жана-Франсуа Рише. Это рассказ о знаменитом французском преступнике, а затем не менее знаменитом полицейском и частном детективе XIX века Эжене Франсуа Видоке, которого темпераментно сыграл Венсан Кассель. Расслабленный праздничный зал благодушно встретил эту сугубо развлекательную картину. Сегодня на ММКФ начинаются рабочие будни. Главной фестивальной площадкой, как обычно, станет кинотеатр «Октябрь». Кроме того, фильмы из программы ММКФ можно будет увидеть в «Юности», «Иллюзионе», «Звезде», Центре документального кино и кинозале Третьяковской галереи.
Вот уже второй год подряд фестиваль стартует в апреле, а не в июне, как это было в последние десятилетия. В прошлом году ММКФ перенесли на весну, чтобы не пересекаться с чемпионатом мира по футболу. Смотреть кино по весенней прохладе оказалось приятнее, чем в летнюю жару. Да и фестивальную программу после Берлина и за месяц до Канн собирать стало легче. В итоге было принято решение, что Московский международный отныне и навсегда станет «дежурным по апрелю».
В российскую столицу уже приехали первые знаменитости. В частности, выдающийся английский актер Рейф Файнс, представляющий на ММКФ свой режиссерский дебют «Нуреев. Белый ворон», и всемирно известный корейский кинорежиссер Ким Ки Дук, который возглавил Большое жюри. На фестивале также будет показан его последний на сегодняшний день фильм «Человек, место, время и снова человек».
— Ким Ки Дук умеет быть в тренде, — оценивает место режиссера в международной киноиерархии программный директор ММКФ Кирилл Разлогов. — В творчестве он такой восточный Вайнштейн: персонажи его фильмов, невинные души, встречаются с жестоким окружающим миром. Так возникает тема насилия в его зачастую провокативных фильмах...
Ким Ки Дуку и его команде, в которую вошла актриса и директор Театра на Таганке Ирина Апексимова, предстоит оценить 14 конкурсных картин из Италии, Германии, Китая, Японии, Италии, Казахстана, Финляндии. Россию в основной программе представляют сразу три фильма, которые поборются за главный приз ММКФ — «Золотой Георгий». Это социально-психологическая драма «Воскресенье» известного питерского режиссера Светланы Проскуриной, мелодрама «Надо мною солнце не садится» дебютантки Любови Борисовой из Якутска, масштабная антиутопия «Эпидемия» москвича Павла Костомарова.
Конкурс документального кино в этом году включает семь картин, две из них — российские. Документальный байопик «Анатолий Крупнов. Он был» повествует о жизни и творческом пути культового рок-музыканта, лидера группы «Черный обелиск». Это полнометражный дебют режиссера Дарьи Иванковой из Екатеринбурга, которая скрупулезно работала над фильмом полтора года. Картина Ольги Львовой «Людно внутри», посвященная сложным вопросам психологии личности, является копродукцией России и США. Программный директор документального конкурса Григорий Либергал отмечает: «В этом году документальная программа ММКФ вошла в число немногочисленных международных фестивальных программ, из которых будут отбираться номинанты на премию «Оскар». Словом, мы приобрели оскаровский статус!»
Структура внеконкурсных секций, которые всегда привлекают московских киноманов, на ММКФ в этом году во многом останется прежней. Это авторские программы «8 1/2» Петра Шепотинника, «Эйфория наваждений» Андрея Плахова, «Время женщин» Анжелики Артюх, «Кино, которого здесь не было» Стаса Тыркина.
— В этом году у нас также будет программа «Третий возраст», которая рассказывает о проблемах людей старшего возраста. Большая часть фильмов в ней — из стран Востока, в частности из Японии, где люди живут до 90 с лишним лет. Программа эта важна, потому что кинематографисты любят снимать своих старых звезд, давать им работу, а также потому, что эта тема становится все более обсуждаемой во всем мире, — отмечает Кирилл Разлогов.
Отдельная программа посвящена Одесской киностудии. В ее рамках будут показаны фильмы «Жизнь за жизнь» 1916 года выпуска, «Вертикаль» Станислава Говорухина, «Весна на Заречной улице» Марлена Хуциева и Феликса Миронера, «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского, перестроечный «Астенический синдром» Киры Муратовой...
Специальная ретроспектива «Человек с киноаппаратом» приурочена к 100-летию ВГИКа. В нее вошли фильмы, снятые выдающимися операторами, выпускниками и мастерами старейшей киношколы мира — Вадимом Юсовым («Черный монах»), Маргаритой Пилихиной («Анна Каренина»), Алексеем Родионовым («Орландо»), Александром Антипенко («Мольба»), Александром Княжинским («Осень»).
Мощная подборка классических фильмов 1970-х составила программу «Свинцовые времена итальянского кино». Зрители смогут заново увидеть и по-новому оценить шедевры политического кинематографа в исполнении таких мастеров режиссуры, как Франческо Рози, Дамиано Дамиани, Элио Петри, Лина Вертмюллер.
«Кроме того, мы сделали ретроспективу замечательного французского режиссера Мишеля Девиля, который, возможно, менее известен в нашей стране, чем Жан-Люк Годар и Ален Рене, но, на мой взгляд, он очень сильно повлиял на французское и европейское кино. Девиль умеет рассказывать лирические истории и делать абсолютно экспериментальные картины. Всего в ретроспективу войдет 13 лент, в том числе его замечательные фильмы «Бенжамен, или Дневник девственника», «Глубокие воды», «Досье на 51-го», «Женщина в синем», «Очаровательная лгунья», — рассказывает член отборочной комиссии Петр Шепотинник.
Финальной точкой фестиваля станет фильм Вернера Херцога и Андре Сингера «Встреча с Горбачевым». В этой документальной картине немецкий кинорежиссер Вернер Херцог выступил в роли интервьюера первого и единственного президента СССР. Фильм представит в новом свете самые значительные события второй половины XX века — от попыток ядерного разоружения до распада СССР и объединения Германии.
P.S. Первоначально планировалось, что фильмом закрытия станет «Братство» Павла Лунгина. Однако вокруг картины, рассказывающей о войне в Афганистане, неожиданно разгорелся громкий скандал. Ветеран ФСБ, а ныне сенатор Игорь Морозов обвинил Лунгина в негативном освещении афганской кампании, в антипатриотичном посыле фильма.
Лунгин с ним и другими гонителями картины не согласился. После общественного просмотра картины в Министерстве культуры он произнес речь в адрес чиновников и представителей некоторых ветеранских организаций, мыслящих вчерашними догмами, тянущих молодежь и страну в прошлое. Видеозапись этой яростной речи гуляет по Сети. Компромиссную позицию в итоге занял министр культуры: он не увидел оснований для запрета фильма. Но теперь выход «Братства» на экраны планируется на 10 мая — после того как отшумят и Московский кинофестиваль, и День Победы.