Десять фильмов, которые нельзя пропустить на Московском кинофестивале
Конкурсным фильмом «Неаполь под пеленой» в постановке турецкого режиссера Ферзана Озпетека открылся юбилейный, 40-й по счету Московский международный кинофестиваль. В его программе заявлено более 200 фильмов, которые способны удовлетворить самые разные вкусы. Но всюду не поспеть, все фильмы не пересмотреть. Поэтому рискнем предложить любителям десятой музы 10 картин, которые, на взгляд нашего кинообозревателя, нельзя пропустить на ММКФ.
«Спитак». Конкурсный российский фильм посвящен страшному землетрясению 1988 года в Армении, которое унесло жизни 25 тысяч человек и оставило сотни тысяч без крова. Свою новую работу режиссер Александр Котт, известный по фильму «Брестская крепость», сериалам «Обратная сторона Луны» и «Троцкий», называет не экшеном, не фильмом-катастрофой, а фильмом-реквиемом. «Спитак» является одним из основных претендентов на главный приз ММКФ – «Золотой Георгий».
«Барбара». Байопик о знаменитой французской певице 60–80-х годов, выступавшей под псевдонимом Барбара. Она была известна не только у себя на родине, но с огромным успехом гастролировала по всему миру. Выступала с Жаком Брелем, Джонни Холлидеем, Михаилом Барышниковым, помогала в исполнительской карьере Сержу Реджани, дружила с Жераром Депардье, много снималась в кино. Режиссер Матье Амальрик, боготворивший Барбару с юношеских лет, снял о певице изобретательный и трогательный фильм, удостоившийся в программе Каннского фестиваля «Особый взгляд» специального приза «За поэзию в кино».
«Недотрога». Скандальный фильм румынки Адины Пинтилие, завоевавший «Золотого медведя» на последнем Берлинском кинофестивале. Радикальное высказывание на тему физической и духовной близости с большим количеством умных разговоров и обнаженной плоти разной степени увядания.
«Время дьявола». Черно-белый мюзикл о гражданской войне на Филиппинах. Экзотическое и незабываемое зрелище для любителей неспешного, медитативного кино. Все герои четырехчасовой музыкальной фрески не говорят, а поют а капелла. Знаменитый филиппинский режиссер, поклонник Тарковского и Антониони, лауреат международных фестивалей Лав Диас (его полное имя Лаврентий, он был назван так в честь Берии) именует свое детище рок-оперой о свободе и борьбе с диктатурой. Идея фильма родилась у режиссера в период президентских выборов в США, когда он понял, что Трамп может победить. «Это кино о шимпанзе, которые правят миром» – так комментирует сверхзадачу фильма Лав Диас.
«Мектуб. Любовь моя». Ностальгическая мелодрама в постановке французского режиссера тунисского происхождения Абделатифа Кешиша, которого наши зрители знают по картине «Жизнь Адель», получившей «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Кстати, для того чтобы закончить «Мектуб», который длится три часа, режиссер вынужден был выставить каннскую реликвию на продажу. Деньги в итоге нашлись, его новый фильм, рассказывающий о возвращении начинающего сценариста в места своей юности и воспевающий красоту обыденной жизни, любовь, свободу, творчество, стал украшением прошлогоднего Венецианского фестиваля.
«Непослушание». Молодая женщина, ведущая в Нью-Йорке свободный, если не сказать разгульный образ жизни, возвращается в еврейскую религиозную общину, откуда была изгнана из-за сексуальных отношений с ближайшей подругой. Годы спустя их страсть вспыхивает с новой силой… Свежий фильм от чилийского режиссера Себастьяна Лелио, два месяца назад получившего «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за свою предыдущую работу «Фантастическая женщина».
«Радуга». Любовный треугольник на фоне Второй мировой войны. Последний по времени фильм знаменитых итальянских режиссеров, классиков мирового кино братьев Тавиани, кстати, побеждавших на ММКФ с фильмом «Воскресение» по Льву Толстому. Старший из братьев – Витторио – в возрасте 88 лет буквально на днях ушел из жизни. Фильм «Радуга» стал его творческим завещанием.
«55 ступеней». Новый фильм от двукратного обладателя «Золотой пальмовой ветви» в Каннах шведского режиссера Билле Аугуста. Основан на реальных событиях. Одна из героинь, больная шизофренией, судится со своими врачами, которые давали ей неоправданно большие дозы лекарства. Добиться справедливости больной помогает женщина-адвокат. Картина рассказывает историю их странной, на первый взгляд, дружбы. Главных героинь играют Хелена Бонем Картер и Хилари Суэнк, что само по себе можно считать замечательным зрительским бонусом.
«Фокстрот». История о вечных проблемах отцов и детей, а точнее, о взаимоотношениях трех поколений израильтян. Картина снята на стыке драмы и комедии, трагедии и фарса. Эта лента Самуэля Маоза, в которой вдобавок явственно звучат пацифистские, антивоенные мотивы, завоевала «Серебряного льва» в Венеции и получила восемь премий Израильской киноакадемии.
«Профайл». Фильм режиссера Тимура Бекмамбетова на актуальную тему, снятый им в Великобритании. Картина рассказывает о том, как террористы «Исламского государства» вербуют европейских девушек в интернете. Действие фильма происходит исключительно на экране компьютера, но оторваться от этого зрелища, говорят, совершенно невозможно. Во всяком случае, «Профайл» с большим успехом прошел на Берлинском кинофестивале и получил приз зрительских симпатий.