Соблюдение традиций играет на руку производителям: в этом году на Пасху только в Москве испекут на 30 тонн куличей больше, а яиц в продажу поступит порядка 100 тысяч, что превышает прошлогодние показатели в несколько раз.
Сегодня в магазинах покупателям предлагают пасхальные наборы в корзиночках, причем
Столичный департамент торговли и услуг обещает удерживать цены. «Cтоимость куличей весом 300–400 граммов в рознице составит 42–65 рублей, куличи весом около килограмма будут стоить 75–140 рублей», — говорит глава ведомства Михаил Орлов. Как сообщил чиновник, в прошлом году кулич весом 100 граммов стоил 24 рубля, весом около 800 граммов — не дороже 100 рублей.
Средняя стоимость кулича составляла около 50 рублей. Таким образом, по данным департамента, цены даже снизились.
Одна из столичных сетей даже объявила о снижении цен на пасхальные продукты. Странно, что в набор верующего на светлый праздник вошли гранатовый сок, сырокопченая колбаса и даже красная икра. Причем снижение цен, скорее всего, произошло за счет накрутки цен на товары из остальных групп.
Но все же, по данным столичного департамента потребительского рынка и услуг, цены растут. «Цены на яйца в московских магазинах в преддверии Пасхи начали повышаться, — сообщает заместитель руководителя департамента Дмитрий Краснов. — Действительно, наметился рост цен на яйцо до 1,6% с начала месяца».
Согласно данным Росстата, по сравнению с Пасхой прошлого года стоимость яиц выросла на 2%, на сливочное масло — на 20,5%, на муку — на 21,5%. Получается, что удорожание даже более существенно, чем в 2009 и 2010 годах.
Федеральная антимонопольная служба даже провела проверку цен на яйца и пришла к выводу, что нарушений нет. Чтобы государство вмешалось в ценообразование, цены должны вырасти на 30%. Так что пока показатель роста цен считается нормой.
При этом в службе не скрывают, что жалобы на завышенную стоимость туда
«Текущие сравнительно высокие темпы роста цен на продовольственные товары прежде всего определяются высокой продовольственной инфляцией, — объясняет аналитик УК „Финам Менеджмент“ Максим Клягин. — Она, в свою очередь, связана с крайне неблагоприятными условиями в прошедшем сельскохозяйственном сезоне».
По словам Клягина, рост цен продолжится и после Пасхи. Продовольственная инфляция в 2010 году составила около 13%, и пока сравнительно высокие темпы сохраняются.
«Спрос на яйца за последнюю неделю вырос примерно на 40%, — рассказывает
А вот цены на модные сейчас деревенские продукты остаются на прежнем уровне, только от этого они не становятся более доступными. Например, дюжина деревенских яиц обойдется в 200 рублей без учета доставки (против 75 рублей в супермаркетах).
«Сейчас на них очень большой спрос, несмотря на цены, — рассказывает руководитель магазина „Деревенские продукты“ Сергей Иванченков. — Люди ценят, что куры не напичканы вредными веществами для быстрого роста и плодовитости».
Там же продается мука крупного помола — один из самых популярных видов сырья для куличей. Она обойдется в 300 рублей за килограмм. Как уверяет Иванченков, в городских магазинах ее купить практически невозможно.
По закону о торговле продукты во время праздников не должны дорожать больше чем на 25%. Но, по данным общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», подобные нарушения настолько часты, что к ним уже привыкли.
«Самое неприятное, что на праздники цены поднимаются, а после никогда не опускаются, — делится юрист организации Мария Свиридова. — В среднем цены взлетают на 10–15%. За последние 8 лет стоимость куличей с каждым годом только увеличивается».
С подозрением юрист относится к услуге освящения куличей. Указание, что кулич освящен, увеличивает его себестоимость. Но проверить, действительно ли такая услуга оказана, невозможно — официальных бумаг на подобные случаи нет.
К тому же первые поступления куличей в продажу были зафиксированы еще в начале марта. Естественно, продавались они плохо, ведь до Пасхи продукт в состоянии первой свежести вряд ли бы дожил, даже если он и привезен из Испании с полугодовым сроком годности.
Эксперт считает: есть все шансы, что эти не самые свежие хлебные продукты могут попасть на стол потребителя. В организации рекомендуют гражданам печь куличи самостоятельно — только так можно обойтись без больших затрат как на покупку продуктов, так и на возможное лечение после отравления.
В этом году среди пасхальных маркетинговых новшеств — специальная услуга от батюшки прямо в магазине. Одна из столичных сетей гипермаркетов заявила об освящении куличей и яиц в присутствии покупателя прямо в торговом зале. Цена на услугу неизвестна, но не стоит забывать о том, что в церкви этот обряд проведут бесплатно. А вот стоимость пасхальной продукции, освященной «не отходя от кассы», может быть выше в разы.
Разросся и ассортимент куличей: теперь в магазинах представлены не только мучные изделия местного производства, но и зарубежные аналоги.
По словам представителя одной из российских сетей гипермаркетов, уже сейчас на прилавках появилось около