ПОД КОЛПАКОМ У "ФОБУСА"
- Девушка, вы меня слышите? - в телефонной трубке звучал взволнованный голос. - Примите вызов! Женщине плохо с сердцем.
- Вы звоните с улицы Красногоровской, дом 5?
- Да, - удивился абонент на том конце города. - А как вы узнали?
Позвонивший, разумеется, не догадывался, что любой звонок, поступивший в диспетчерскую "Скорой", записывается в двух режимах - голосовом и на компьютере. Это стало возможным с внедрением системы "Фобус", при помощи которой компьютер расшифровывает телефонный звонок (если звонили со стационарного номера), а на дисплее в ту же секунду высвечиваются адрес, фамилия владельца квартиры, время звонка.
- Это очень удобно при возникновении конфликтных ситуаций, - поясняет Марианна Беляева, заведующая отделением скорой помощи. - Встречаются нетерпеливые родственники, несдержанные больные. Мы всегда стараемся уложиться в 15 минут, а им кажется, что машина добирается к больному слишком долго.
ЧТО В ЗАПАСЕ У ИССЫ?
Вместе с нацпроектом "Здоровье" в Азовскую городскую больницу пришли и другие блага цивилизации. В отделении скорой помощи появились восемь новеньких автомобилей "Газель", начиненных самым современным оборудованием.
- Раньше о таком мы могли только мечтать, - делится впечатлениями доктор-реаниматолог Исса Ашраф. Учиться на врача он прибыл из Палестины. После окончания университета в Одессе приехал в Ростовскую область погостить у друзей. Но так и остался здесь, влюбившись в красавицу медсестру Наташу. Поженились, теперь у них трое детей. Тринадцать лет назад Исса стал гражданином России. Ему, высококвалифицированному врачу, доверили возглавить бригаду интенсивной терапии.
- С оборудованием, которое есть в наших "Газелях", мы можем спасать самых тяжелых больных, - поясняет доктор Ашраф. - У нас есть аппараты для стимуляции сердечной деятельности, искусственной вентиляции легких, прямо на дому мы можем определить уровень сахара в крови. А также разобраться, есть ли у больного инфаркт.
В последнем случае помогают портативные кардиографы, которые имеются у всех бригад "Скорой". Размером они чуть больше обычной компьютерной мыши. Кардиограф считывает "мелодию сердца" и по мобильной связи передает ее в кардиологический центр Ростова-на-Дону. Там специалисты расшифровывают эти данные и сообщают их доктору. На все уходит не более сорока минут.
НОЧНЫЕ ВОЯЖИ
...Очередной звонок диспетчеру, трехминутные сборы, и Исса Ашраф вместе с напарником выехал на вызов к пятидесятилетнему мужчине, у которого жалобы на сильную загрудинную боль. Как позже выяснилось, плохо ему стало еще на службе (работает он в Ростове-на-Дону). Днем к нему дважды приезжала "скорая" областного центра. Дело ограничилось введением обезболивающих. Приехав к больному вечером, Исса увидел бледного человека, которого знобило. Тело его было покрыто холодным липким потом, он тяжело дышал. Налицо все признаки инфаркта, но данные ЭКГ не зафиксировали его. (К сожалению, такое бывает - ЭКГ не относится к методам со 100-процентной достоверностью). Ашрафу пришлось прибегнуть к тропониновому тесту - в сумке врача "скорой" теперь имеется все необходимое и для этого метода исследования. Тест подтвердил - у больного инфаркт. Оказав первую необходимую помощь, его отвезли в больницу.
Как сам рассказывает, бывали в практике врача случаи и похлеще. Совсем недавно ему пришлось спасать парня с серьезным ножевым ранением. Из-за несчастной любви (на его глазах девушка пошла танцевать с другим) бедолага пырнул сам себя ножом. А затем в течение почти шести часов истекал кровью, лежа в подвале многоквартирного дома. Пробираясь к нему в почти полной темноте среди ржавого железа и прочего строительного хлама, Исса Ашраф застал больного в тяжелом состоянии. Его пульс едва прослушивался, уровень давления был близким к критическому. При тусклом свете лампочки парню поставили капельницу, а потом отвезли в больницу.
Врачам приходится выводить из комы наркоманов, ездить на вызовы к буйным алкоголикам, к людям с психическими отклонениями. Словом, без всяких натяжек эту работу можно отнести к числу экстремальных.
МИЛЛИОН НА ПОДДЕРЖКУ
Закономерен вопрос: а каково вознаграждение? Еще до прошлого года оно было, можно сказать, символическим. Минувшим летом зарплата выросла на 5000 "путинских" рублей. Со всеми надбавками врач получает теперь 12 - 14 тысяч. У многих, особенно молодых, - значительно меньше. Поэтому множество вакансий остаются свободными.
Но не все так плохо. Например, уже знакомый нам Исса Ашраф доволен тем, как решаются жилищные проблемы медиков. Жить вместе с родителями жены его семье, где трое детей, стало тесно. Когда встал вопрос о получении собственной квартиры, больница предложила ему взять так называемый стройвариант за счет ипотеки для молодых специалистов дефицитных профессий. "Условия получения жилья весьма выгодные, - считает Исса. - Моя трехкомнатная квартира стоит 1 463 000 рублей. Но я обязан платить только проценты по кредиту и страховку. В прошлом году эта сумма составила 36 тысяч рублей, в нынешнем она будет еще меньше. Рассрочка мне дана на десять лет. В итоге я обязан выплатить 20 процентов от рыночной стоимости жилья, остальное за меня погасит государство.
ГЛАЗАМИ ПЕНСИОНЕРА
Нина Мягкова, фельдшер скорой помощи Азовской горбольницы:
- Однажды я поддержала больного, который в гололед выходил из машины "скорой помощи". Его успела уберечь от падения, а сама упала на колено, которое потом болело полгода. С работы пришлось уволиться. Те шесть месяцев вспоминаю с тяжелым чувством. Мы с мужем стали жить лишь на его и мою пенсии - это чуть больше 6000 рублей на двоих. Туго приходилось. Мы не имели права купить лишние полкило сахара или "сверхнормативный" пакет стирального порошка. Полегче стало, когда я вновь вернулась на работу.
В медицине я уже 46 лет, 22 из них - в "скорой помощи". Оклады у нас всегда были скромными. У меня он и теперь составляет всего 2300 рублей. Но вместе с "путинской" надбавкой (чистыми - 3045 рублей) я теперь получаю более пяти тысяч. Плюс пенсия - три тысячи. Жить можно. Теперь мы с мужем позволяем себе и фрукты, и мясные продукты. Он по здоровью не может подрабатывать. А мне уже 68 лет. Со страхом думаю о том времени, когда вынуждена буду жить на голую пенсию. Полагаю, правительству пора задуматься о серьезном повышении пенсий - на 70 - 80 процентов.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Марианна Беляева, заведующая отделением скорой помощи Азовской городской больницы:
- Нацпроект "Здоровье" очень многое дал медикам. Я еще помню те времена, когда врачам "скорой" недоставало разовых шприцев, перевязочных материалов и прочего. Теперь это забыто. Только за последний год наша больница получила по нацпроекту восемь новых "Газелей" с самым современным оборудованием. Заметно выросла зарплата медперсонала.
И все же, учитывая нелегкий характер работы - круглосуточные дежурства, постоянные разъезды, нередко экстремальные условия труда, не очень охотно идут в нашу службу доктора.
Причина одна - низкая зарплата, несопоставимая с условиями труда. Прошлогоднее повышение на 5000 рублей явно недостаточно. По мнению многих моих коллег, лишь зарплата размером 20 - 25 тысяч рублей способна устранить кадровый дефицит в структуре медицины, которую не напрасно называют "экстрим на колесах".