ЖИЛИ У БАБУСИ НАЛОГОВЫЕ ГУСИ

Чем это нам грозит? Один из самых блестящих финансистов прошлого французский министр Жан Кольбер, знакомый нам по романам Александра Дюма, говорил: "Искусство налогообложения заключается в том, чтобы ощипать гуся с получением максимального количества пуха и при минимальном его шипении". Российские налоговики, похоже, отлично усвоили первую часть "принципа Кольбера". И порой, забывают о второй.

ДВА ПОБОРА В ОДНОМ
Скоро россиян ждет новый налог - на недвижимость, разрабатываемый в недрах Минфина в соответствии с уже одобренными правительством РФ "Основными направлениями налоговой политики на 2008-2010 годы". Суть проста: новый налог призван заменить два уже действующих: на имущество физлиц и организаций и земельный. Как заверил один из высокопоставленных чиновников Минфина, это "должно стать важным шагом реформирования фискальной системы, поскольку позволит сократить число имущественных налогов, упростить процедуру их исчисления, улучшить администрирование и сократить расходы на него".
Вы поняли эту цитату? Если нет, переведу с бюрократического языка на нормальный: планируемая налоговая замена упростит и облегчит работу фискалам. Что в принципе тоже неплохо - их в нашей стране около 200 тысяч, преимущественно женщин, которых надо жалеть. Но что получим мы - обдерут нас как липку или не обдерут? Вы-то, читатель, как думаете? Вот-вот, и я о том же.
Учтем, что до сих пор огромная масса россиян даже не вспоминала ни о каком имущественном или земельном налоге: у большинства не было в собственности ни земли, ни действительно ценного имущества (недвижимости), а у кого было - платили за них сущие копейки. А что будет завтра?
"Для подавляющего большинства граждан, примерно 90 процентов, налоговая нагрузка не должна измениться по сравнению с существующей", - заявляет глава Экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович. Примерно то же самое сказал зам. министра финансов Сергей Шаталов: "Сумма налога должна остаться той же самой, которую сегодня регионы получают от налога на жилье".
Как говорится, их бы речи да Богу в уши: получается, что даже не 90, а все 100 процентов россиян могут не беспокоиться за "налоговое будущее". Состояние ныне непривычное, и даже становится неудобно, ибо для введения нового налога нашим благодетелям и защитникам - финансистам - придется провернуть уйму нелегкой работы. И все бесплатно? Но ведь не зря древние говорили: "Бойтесь данайцев, дары приносящих". В отношении минфиновцев это предостережение тоже справедливо.
КАК СЧИТАТЬ БУДЕМ?
Самое ключевое в этом деле: новый налог должен определяться (таковы общемировые правила) исходя не из нынешней, БТИ-шной, а из рыночной стоимости недвижимости - квартир, жилых домов, дач, гаражей и т.д. А как ее определить, рыночную стоимость, если, допустим, квартира никогда не была на рынке - не продавалась и не покупалась? Или куплена лет пять-десять назад, еще до нынешнего сумасшедшего взлета цен?
К тому же рыночная цена должна включать в себя стоимость (часть стоимости) земельного участка, на котором расположился ваш многоквартирный дом или личная избушка. Но кто ж ее знает, эту стоимость, если дом построен полвека (или два века) назад и/или земля под него выделялась тогдашней властью вообще бесплатно?
В общем, перед тем как менять нынешнее "шило" (налог на имущество и земельный налог) на будущее "мыло" (единый налог на недвижимость), властям предстоит проделать титаническю работу: разработать и внедрить земельный кадастр - систематизированный свод достоверных сведений о местоположении, размерах и качественных характеристиках земельных участков, на основе которых должен исчисляться налог на землю. Нужно создать методику массовой оценки жилья. Свести их воедино, проверить, обкатать...
Ничего из этого пока еще не сделано, все нормативные документы находятся на стадии разработки. Но что удивительно: нормативной базы еще нет, а проект закона о налоге на недвижимость практически готов. Определены даже примерные ставки: от 0,01 до 0,05 процента рыночной стоимости квартиры (дома). Спрашивается с какого потолка взялись эти цифры?
На самом деле, конечно, большинство россиян знают примерную цену недвижимости - уже имеющейся в собственности или той, о которой лишь мечтают. Знает о ней и государство и да-авненько потирает руки. Еще два года назад, когда широкая российская общественность и не слыхала о грядущих новшествах, руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Михаил Мишустин проговорился, объявив, что предположительно с 2009 года в России будет введен налог на жилую недвижимость, а в 2011 году "объем поступлений в бюджет РФ от земельных и имущественных налогов должен возрасти на 30 процентов".
Впрочем, это нетрудно просчитать, и лучше на самом показательном примере - московском. Однокомнатная "панелька" (45 кв. м) в спальном районе столицы ныне по инвентаризационной оценке БТИ стоит около 100 тыс. рублей и облагается 100-рублевым налогом. Но ее рыночная стоимость при нынешних московских ценах в 4000 долларов за метр и выше может составить 4,5 млн. рублей и более, а налог - от 500 рублей: рост не 30-процентный, а пятикратный (!). Такая же трехкомнатная "панелька" БТИ-шной ценой до 300 тыс. рублей ныне облагается 300-рублевым налогом, а будет - 600-800-рублевым. Тоже прибавка немалая. И так далее, и тому подобное.
Когда такие расчеты были предъявлены авторам и идеологам нового закона, в ответ рекой полились предложения о поправках: ставки можно понизить; к рыночной цене установить понижающий коэффициент - 80 или даже 50-70 процентов; ввести "необлагаемый минимум жилой площади" (Дворкович предложил 20 метров на человека, Шаталов - 15). И так далее - вплоть до удвоенного вычета на ребенка и полного освобождения от налога пенсионеров и малоимущих. Спрашивается: где вы были раньше?
Наконец, Минфин выдвинул главный козырь: величину бремени смогут уменьшить региональные власти - "именно они будут устанавливать конкретную ставку налога на недвижимость в рамках установленной на федеральном уровне предельной ставки". Иезуитство приема заключается в том, что таким образом россиян пытаются поссорить с местной властью. Хотя с самого начала новый налог готовился Москвой для пополнения именно местных бюджетов. В уже упомянутых "Основных направлениях налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 годы сказано: "В перспективе доходы от налогообложения недвижимого имущества физических лиц будут составлять основной источник собственных доходов местных бюджетов и основу фискальной автономии муниципальных властей".
ЕЩЕ РАЗ ОСТРИЧЬ НАГОЛО
Кстати, эту финансовую проблему можно было решить, отдав на муниципальный уровень несколько федеральных налогов, которыми фискалы уже давно и успешно пополняют главную казну, доводя ежегодный профицит федерального бюджета (превышение доходов над расходами) до заоблачных высот: в нынешнем году - до 1,5 трлн. рублей. Но федералы не любят делиться даже тем, что пропадает (стерилизуется). Куда привычнее для них поиск нового объекта для дополнительной "стрижки" - якобы в целях достижения социальной справедливости.
Вот и на сей раз нам обещают, что предлагаемое налоговое новшество затронет "не более 10 процентов населения". Хотя по действующей Конституции РФ в стране не должны приниматься законы, ухудшающие жизнь граждан. Любых: и бедных, и богатых. К тому же и богатых в России нынче не так много: по оценке Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), высокообеспеченных граждан у нас лишь 7,8 процента (но в их карманах оседает более трети всех доходов россиян). А элитного жилья в России и того меньше: по оценке аналитиков рынка недвижимости, даже в Москве - не более 5 процентов. Остальное - просто дорогое. Хотя таковым оно стало в самые последние два-три года.
Теперь его предлагают объявить предметом роскоши. В чем есть некоторая доля истины: при нынешних грабительских ценах на каждый квадратный метр даже простая "панелька" для многих россиян стала недостижимой мечтой. Но если кто-то согласится залезть в непомерные долги по ипотеке - с перспективой многие годы работать день и ночь, отказывая себе в любых излишествах, пусть готовится и к тому, чтобы обойтись и без необходимого. Потому что вскоре власть потребует свою долю.
Минфин ссылается на зарубежную практику: мол, в США ставка налога на недвижимость колеблется от 2 до 6 процентов, в Великобритании - от 1 до 4 процентов, в Германии недавно подняли с 0,5 процента до 1 процента. Но во всех этих странах уровень доходов населения неизмеримо выше. К тому же в Германии, например, вместе с повышением налога аналогично вырос необлагаемый минимум - с 60 до 120 тыс. евро. В Великобритании этот минимум - 120 тыс. фунтов стерлингов (240 тыс. долларов). В некоторых городах США величину налога на недвижимость определяют сами жители - на референдумах.
А в Финляндии ежегодный налог на имущество составляет около 1 евро за1 кв. м площади в год, вне зависимости от рыночной стоимости дома (квартиры). Почему бы нам не взять пример с Финляндии, где средний заработок составляет 2300 евро в месяц (в 7,5 раза выше среднероссийского)?..
Но для этого нам всем пора начать "шипеть".