Ее история - готовый сценарий голливудского фильма о человеке, который сделал себя сам.
Жила-была девушка на Западной Украине. Местные националисты человеку с такой фамилией сало в шоколаде на блюдечке с голубой каемочкой не подносили. И Лена уехала в Ярославль. Она мечтала быть актрисой.
Театральному институту не понравился жуткий украинский акцент. Эмигрантка поступила в училище культуры и ударилась в штурм "великого и могучего". Перетащила в Россию семью. Вскоре выиграла конкурс чтецов, а потом-таки поступила в театральный.
Однажды увидела объявление о наборе на курсы бисероплетения и, не задумываясь, пошла учиться делать украшения. На первое занятие мама дала 50 рублей.
Сразу после него Лена сделала соседу по общежитию украшение для свадебного платья - он шил его на заказ. Так заработала на второе занятие и даже осталось 10 рублей. На них купила пакетик с бисером, сделала новое украшение. Продала. Купила 3 пакетика. Сплела больше украшений, отдала их в магазинчик при театральном институте. Народ раскупил их за неделю. Так к девушке пришло признание покупателей.
В 2001-м она окончила институт и ступила на театральную стезю. Детский театр "Зеркало" ездил на гастроли по пионерским лагерям и детским садам. Условия были недетские. Подъем в 6.00. Три спектакля в день. За малейшее нарушение или опоздание - штрафы. За спектакль платили 50 рублей. Через месяц жизни в современном театре Карабаса-Барабаса Елена сбежала, стала заниматься только рукоделием.
Казалось бы, как внедриться на рынок украшений, захваченный дешевой китайской продукцией? Но наш человек учится отличать зерна от плевел. Азиатская "спустярукавщина" не устояла супротив усилий творческого человека. Даже в простых бусах Лена нашла, что усовершенствовать. Вместо вечно рвущейся ниточки она одела "жемчужины" на прочную ювелирную нить. Замочки вытачивала на станке сама.
Ярославцы оценили качество и стали приносить ей вещички в починку. А заодно покупать новые.
Потом появились янтарь, гранат, перламутр, бирюза, малахит, коралл... Это был серьезный шаг вперед. На самое простенькое украшение уходит 5-10 минут. Колье делается 6-7 часов. А однажды Елена делала одно украшение 7 месяцев! Ярославская художница попросила расшить ей платье и обувь камнями.
"Я создаю стиль, который подходил бы солидным дамам, директорам предприятий, работницам мэрии. Строгие украшения", - говорит Елена.
Но основной ее клиент - пенсионеры. Не то чтобы бабушки любили украшения больше молодых женщин. Просто выставки, на которых разворачивается продажа, проходят в рабочее время, когда непенсионерская часть Ярославля работает.
Зато бабушки не перестают спрашивать: "Почему такие низкие цены?" Ответ сидит за прилавком: "Я творец, а не перепродавец".
Но самые лучшие покупатели - мужчины. Подходят и берут быстро, без долгого выбирательства и выбивания скидок. Да еще по нескольку предметов - всем знакомым прекрасного пола.
Однажды Лена попробовала взять в помощницы маму. Но ничего хорошего не получилось: "Она совсем не разбирается в камнях, а ведь покупатель спрашивает о них столько, что в пору геофак заканчивать".
А вот помощь своего друга Елена очень ценит. "Он музыкант и чувствует красоту камня. К тому же на выставках женщины очень ценят мужской взгляд: идет? не идет?"
Лена Фридман мечтает создать свою торговую марку и свой торговый дом. Душой она очень скучает по сцене. Но умом понимает: там у нее будет гораздо меньше возможностей для творчества, чем в собственном бизнесе.
Анекдот в тему
Экскурсовод: - В этом зале нашего музея развернута экспозиция "Разворованные драгоценности России!"
Россиянин: - А где же драгоценности?
Экскурсовод: - Так разворовали.