Один мой товарищ пару лет назад стал рантье. Изрядный кус коммерческой недвижимости в городе, претендующем на звание одной из российских столиц, приносит ему серьезный ежемесячный доход. Он осуществил мечту миллионов. Но какой ценой?
Начиная с 1998 года он до последнего времени отстаивал в судах свое право на часть имущества компании, разорившейся во время дефолта. Тратил все свои доходы на адвокатов и подкуп. Давил на психику соперников, они отвечали взаимностью. На него заводили уголовные дела, устанавливали слежку. Его пытались обворовать и обмануть партнеры. Компаньоны за деньги переходили в стан врага.
Ему пришлось уступить две трети имущества, чтобы сохранить остальное.
За это время у него выросла дочь. А он и не заметил.
"Защитил собственность, но потерял всех друзей и веру в человечество", - подытоживает он с ухмылкой.
Теперь от нечего делать этот "простой безработный" затеял небольшой торговый бизнес. Ведет его без особого рвения.
Ездит за границу, но без прежнего восторга.
Изнуряет себя диетами, поэтому даже не может напиться. Хотя и хочет.
В общем, "жизнь удалась, но счастья нет". Я бы так не смог. Не потому, что для меня важны добрые человеческие отношения и высокие гуманистические идеалы (хотя и это серьезные аргументы). Но прожить больше семи лет в страшном душевном напряжении - такую цену я не готов платить ни за какие деньги.
Поэтому он бизнесмен, а я нет. Возможно, это одно из моих главных несовершенств. Ну нет у меня от природы желания самоотверженно "максимизировать прибыль".
Признаюсь, в свое время я открыл предприятие, которое в течение двух лет исправно производило на свет некоторое количество рекламной макулатуры. Подкармливало приходящих наемных работников, загружало заказами типографии и приносило деньги. Не много, но достаточно для того, чтобы чувствовать себя независимо на основной работе.
С утра приходилось выслушивать пожелания заказчиков, днем принимать работу у сотрудников, вечером контролировать работу печатников. Бывало, выпьешь за ужином бутылку пива, уляжешься в постель, а тут - бац! Звонит агент из типографии: "Рабочие напились и бастуют. Требуют дополнительной оплаты за ночную смену".
Одеваешься, кидаешь в рот жвачку, прыгаешь в машину и едешь беседовать с работягами. Ведь на следующий день сдавать тираж, а заказчик недвусмысленно обещал замуровать по колено в бетон, если сроки не будут соблюдены.
И так изо дня в день, без выходных и дней рождения.
В какой-то момент я понял, что ненавижу заказчиков, художников, бухгалтеров и даже запах типографии. А больше всех - себя самого. Поскольку, с одной стороны, не хочу проявить слабость и бросить предприятие ко всем свиньям, с другой стороны - не имею никакого желания жить такой жизнью.
Интересно, что через 3 месяца после того, как я прикрыл "лавочку", мои дополнительные доходы от занятий журналистской деятельностью превысили доход, который получался от собственного бизнеса.
Потому что я журналист, а не предприниматель. На то, чтобы сделать это открытие, я истратил (с учетом всех попыток) не меньше времени, чем мой приятель-рантье - на защиту своей собственности. Разница в том, что за это время я ничего не потерял, но и не обрел в итоге постоянного источника дохода.
Мне кажется, что если не чувствуешь в себе способности превыше всего поставить доход, то не надо и пытаться создавать собственное дело. Правда, социологи говорят, что бизнесменом становится тот, кто, 10 раз потерпев неудачу, способен начать дело в одиннадцатый раз.
Не знаю, кто прав - я или "мозговеды". А что думаете по этому поводу вы?
По вопросам размещения рекламы
обращайтесь к Кузнецову Эдуарду
по тел. (495) 580-6693, доб. 414
e-mail: kuznetsov@trud.ru