"СОЮЗ" МЕЧАИ ОРАЛА
Петербург не зря называют северной столицей. Вряд ли другой российский город может похвастаться не только своей уникальной историей и архитектурой, но и постоянным стремлением властей быть впереди России всей. Сегодня, к примеру, в городе много говорят об особых питерских методах борьбы с пиратством.
30 июня прошлого года, вскоре после объявления беспощадной войны контрафакту, исключительно для обеспечения прав потребителей в строгом соответствии с указом президента "О свободе торговли" губернатор Валентина Матвиенко подписывает постановление N 817 "О некоторых мерах по обеспечению и защите прав потребителей на территории Санкт-Петербурга". Согласно этому документу отныне "розничная продажа мобильных телефонов, экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм и изданий, воспроизведенных на технических носителях информации (компьютерных программ и баз данных на любых видах носителей и других изданий) на территории Санкт-Петербурга осуществляется только в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли, подсоединенных к инженерным коммуникациям и имеющих специально оборудованную часть, предназначенную для обслуживания покупателей (торговый зал), нежилых помещениях или зданиях (частях зданий)".
За работу принялись с большим усердием. Вскоре на самых хлебных местах у метро или рядом с людными магистралями практически не осталось павильонов, торгующих аудио-, видеодисками. Безусловно, столь неусыпную заботу о гигиене питерцев и гостей города можно было бы только приветствовать, если бы не одно "но": павильоны с шавермой или курами-гриль никто ни упорядочивать, ни благоустраивать, похоже, даже не собирался. Как стояли они рядом с метро не только без канализации и туалета, так и стоят. Вот и выходит, что взять диск невымытыми руками - опасно для жизни. А вот приготовление колбасок в условиях, когда невозможно хотя бы раз за день вымыть руки, не очень заботит администрацию.
Разгадка такой избирательности наступила достаточно быстро, когда на освобождавшихся местах стали возникать павильоны по выпечке и продаже блинов, в основном работающие под торговой маркой "Теремок". Сдает им места в субаренду компания "Союз", генеральный директор которой все тот же Павел Альтов. Он, оказывается, вполне успешно способен совмещать выпечку блинных павильонов с публичной борьбой с контрафактом.
Скандальные подробности этой истории не могли не выплыть. И тогда выяснилось (как пишет газета "Деловой Петербург"), "три ООО - "Союз", "Лидер", "Орбита" (дружественные компании, но официально между собой не связаны) - начали заниматься мелкой розницей в конце 2004 г. в Центральном и Адмиралтейском районах. Тогда они получили почти половину всех торговых мест в этих районах. В начале 2005 г. им выделили 102 адреса из 287 в Петроградском районе. Но тогда предприниматели создали ассоциацию и добились пересмотра итогов конкурса: постановление главы администрации отменила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. В результате трем ООО досталось только 37 мест". В прошлом году тройка не разлей вода пришла в Василеостровский, Приморский и Фрунзенский районы. В нынешнем - в Центральный. И сразу дала о себе знать.
Вот что пишет в своем обращении в комиссию по экономической безопасности общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга частный предприниматель А. Мартинес: "В настоящее время все уличные торговые места в Центральном районе находятся в руках фирм "Союз", "Лидер" и "Орбита плюс". Хозяином одной из них является сын Худовой Т.П. (начальник отдела потребительского рынка администрации Центрального района). По словам администрации Центрального района, эти фирмы выиграли тендер на аренду торговых мест. Почему-то мне о проводимом тендере ничего не было известно. Иными словами, эти фирмы получили право распоряжаться уличной торговлей в городе по своему усмотрению и сдавать торговые места в субаренду".
Далее идет подробный рассказ о том, как нынешние хозяева торговых площадей выживают неугодных или строптивых арендаторов. Делается это руками сотрудников милиции и уже известного нам охранного предприятия "Магистраль". Если верить письму, а не верить ему нет оснований, происходит это открыто, "на публику" и явно с эффектом устрашения: людей унижают, товар изымается, сотрудники ЧОПа в присутствии работника милиции позволяют себе в адрес предпринимателей угрозы, оскорбления. В присутствии чиновника районной администрации могут, к примеру, разбить торговое оборудование "жертвы". Но самое главное - делают это абсолютно безнаказанно.
ПРОВЕРКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Простому смертному подобные художества давно вышли бы боком. Но в том-то и дело, что и за "Союзом", и за "Магистралью", и за "ОКО" стоит один и тот же человек - фактический монополист всех торговых мест на всех питерских вокзалах Дмитрий Михальченко. Чьи действия член Совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга, председатель Ассоциации малых предпринимателей в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков характеризует как рейдерство - "грубый захват бизнеса с использованием административного ресурса".
Если все это действительно так, то тогда понятно, почему питерские правоохранители готовы скорее пойти на нарушение закона, чем не выполнить пожелания истинного хозяина "ОКО" - Михальченко. Судя по всему, ему хочется завладеть еще одним прибыльным питерским рынком - аудио-, видео.
Вот и прессингуют каждого, кто этого не понимает или не желает подчиниться. Ситуация вокруг торгового дома "Орби", упорно отказывающегося упасть в объятия "ОКО", весьма ярко иллюстрирует это. Постоянные, иногда по нескольку раз в день милицейские проверки с участием ручных и подручных помощников стали испытанным средством давления на непокорных и несообразительных. Многочисленные нарушения со стороны сотрудников органов внутренних дел, которые официально установлены судом, как правило, благополучно сходят им с рук. Ни прокуратура города, ни служба собственной безопасности ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области реагировать на произвол своих подчиненных не считают нужным, когда дело касается "ОКО".
Массированные проверки продолжаются по сей день.
И вот уже Сергей Магдалюк вынужден не только давать комментарии по поводу неких претензий очередного (обязательно московского) правообладателя, но и думать над тем, что на самом деле означает тот или иной запрос управления по налоговым преступлениям ГУВД Петербурга. Например, такой, нереальный в силу своей безразмерности: "В связи с проводимыми мероприятиями, направленными на предупреждение, выявление и раскрытие налоговых преступлений" затребованы копии практически всей документации за все годы работы ассоциации, включая деловую переписку.
- Нас волнует даже не сама проверка, - комментирует последние события Сергей Николаевич. - Волнует то, куда попадут сведения о наших партнерах и клиентах. В том, что это будет не "ОКО", у нас уверенности нет. Не исключаем мы и возможность развития ситуации по типу "Титаника", когда работать откровенно не дают. Уверенности, что такое не случится, у нас, к сожалению, нет. Прием, хотя и хорошо отработанный, но проходящий процесс "доводки" на очередном строптивце.
А началось все с того, что "Союз" решил в срочном порядке водрузить очередной свой блинный шедевр как раз напротив торгового комплекса "Купеческий двор". Именно на том самом месте, где совсем недавно стояли торговые павильоны фирмы "Афганвет", представляющей, кстати, рабочие места ветеранам. Павильоны эти были демонтированы под предлогом того, что стояли на инженерных коммуникациях, доступ к которым должен быть свободным.
Зато "Союзу" эти требования помешать никак не могли. Размещение киоска по продаже блинов сверхоперативно разрешили все районные структуры. Согласия собственников торгового центра, собственников коммуникаций, собственников участка земли даже не спросили. Естественно, "пострадавшая" сторона стала добиваться справедливости, попутно интересуясь, почему предоставлены особые преференции "Союзу". А пока все это тянулось, павильон установили самовольно. Прямо на коммуникации и в самой, что ни на есть непосредственной близости от остановки общественного транспорта. Делалось это, между прочим, под ночным покровом и при непосредственном участии заместителя начальника 35-го отдела милиции С. Якушева.
К слову, в положении о должностных обязанностях сотрудника милиции даже при самом тщательном прочтении вы не найдете пункта, согласно которому он обязан обеспечивать воплощение коммерческих интересов хозяйствующих субъектов. Попытка довести информацию о чрезмерном служебном рвении человека в погонах начальнику УСБ управления внутренних дел оказалась напрасной. Жалобу принять отказались. Служба собственной безопасности попросту "обезопасила" себя от назойливых просителей. Пришлось отправлять жалобу заказным письмом с уведомлением о вручении.
Надо признать, что в здешних силовых структурах очень любят прибегать к неожиданным приемам. Сотрудники милиции горазды на всякого рода "постановления" и "определения", которым видавшие виды юристы долго удивляются. А прокурорские работники то и дело опротестовывают вступившие в силу судебные вердикты. Это, собственно, и произошло с постановлениями Московского и Кировского судов. Городской суд Санкт-Петербурга охотно идет им на встречу. Не потому, что для этого есть некие процессуальные основания, а потому что кто-то, когда-то и где-то по подобным делам принял иное решение. Еще раз исследовать доводы сторон и более тщательно изучить представленные ими доказательства, невозможно, поскольку производство по делу суд прекращает. Повлиять на развитие событий при этом оказалось не в состоянии даже заявление того самого частного лица, именем которого прокуратура просто откровенно прикрылась в суде.
Однако вернемся к нашим блинам. Управляющая компания торгового центра, перед носом которого вырос блинный шедевр, обратилась за помощью к губернатору. И стала добиваться сноса злосчастной блинной. И как будто в ответ на это в торговом помещении крупного арендатора "Купеческого двора", компании "ПетроТрейд", на ночь глядя, 5 апреля появились... подчиненные заместителя начальника 1-го отдела ОРЧ N 8 А. Пойгина. На этот раз их весьма взволновало качество меховых изделий в магазине известной торговой марки МКМ. Предъявив постановление без печати и расшифровки весьма замысловатой подписи, с половины шестого вечера до полпятого утра сотрудники правоохранительных органов выступали в роли экспертов по меховым изделиям. В итоге было изъято несколько полушубков и шуб с весьма темной формулировкой в протоколе о передаче их "на ответственное хранение до решения вопроса по существу в ООО "Региональный центр взысканий и недоимок". Остальной товар изъяли и передали на ответственное хранение собственнику.
Магазин не работал с 5 по 13 апреля включительно. Что это значит для торговцев в финансовом плане, объяснять не стоит. Сегодня магазин работает, пока работает. До очередной стычки арендодателя с "Союзом"?
Как видим, отношение к закону в правоохранительных органах Санкт-Петербурга в настоящее время носит необязательный характер. Возникает ощущение, что при желании отдельные представители так называемой бизнес-элиты с помощью органов внутренних дел могут позволить себе очень многое. Похоже, что никакая прокуратура им не указ. А порой даже в помощь. Причем, если на районном уровне надзорные органы, случается, высказывают свое мнение, то в кабинетах повыше картина иная. Без попустительства сверху, уверены, не было бы в северной столице таких возведенных в систему вопиющих нарушений со стороны милицейских структур. Не было бы удручающего безразличия к происходящему со стороны органов прокуратуры и УСБ, к попыткам переписать и приспособить законодательство для чьих-то насущных нужд. А разнообразные "исключительные и неисключительные правообладатели" не бегали бы по милицейским кабинетам, а как положено шли бы в суды и там, в установленном законом порядке, с договорами в руках доказывали эти самые права на исключительность. Однако не идут. Возможно, потому, что предъявить суду им попросту нечего.
Вот и имеем то, что имеем. Думается, исправить нынешнее положение вещей собственными силами в северной столице едва ли в состоянии: слишком уж запутанный и тугой узел завязался здесь. Это под силу разве что руководству Министерства внутренних дел и Генеральной прокуратуры России. Давно уже назрела необходимость провести всестороннее тщательное расследование. А заодно оценить по достоинству не только особые преференции таких структур, как "ОКО" или "Союз", но и исключительное положение "Магистрали" в системе частных российских охранных предприятий. Так что точку в нашем расследовании ставить рано. Жирный знак вопроса был бы более уместен.
На освобождавшихся местах стали возникать павильоны по выпечке и продаже блинов, в основном работающие под торговой маркой "Теремок". Сдает им места в субаренду компания "Союз", генеральный директор которой все тот же Павел Альтов
Постоянные, иногда по нескольку раз в день милицейские проверки с участием ручных и подручных помощников стали испытанным средством давления на непокорных и несообразительных