ДОРОЖЕ ДЕНЕГ ТОЛЬКО ЧЕСТЬ

Местом действия программы "Культурная революция" традиционно становится музей Александра Сергеевича Пушкина на Пречистенке, куда съезжается весь цвет столицы. За шесть лет выхода в эфир у "Культурной революции" образовался круг единомышленников и друзей. К новичкам и, что называется, людям с улицы "Культурная революция" относится не то чтобы настороженно, а очень щепетильно.

Впрочем, это и понятно - ведь само название программы подразумевает высокий культурный уровень участников, у которых не должно быть проблем с русской речью, манерой поведения. Но это вовсе не означает, что для скандальных персонажей вроде телеведущей Ксюши Собчак или депутатши Маши Малиновской участие в программе противопоказано. Иначе какая же это революция, когда тишь и гладь да Божья благодать?
Выбор тем, обсуждаемых на "Культурной революции", отличается своей остротой и злободневностью (за что программа не раз отмечена телевизионными премиями и наградами, одна из которых - статуэтка "ТЭФИ" в номинации "Лучшая программа по культуре" в этом году). Нередко бывает, что дискуссия сопровождается бурными эмоциями, жесткими характеристиками. Как это произошло, например, на съемках программы, которую корреспондент "Труда" наблюдала во время записи, а зрители канала "Культура" увидят в мае. В ней участвовали заслуженный тренер России по художественной гимнастике Ирины Виннер и радиоведущий Рамаз Чиаурели (внук знаменитого спортивного комментатора Котэ Махарадзе).
Ирина Александровна страстно защищала от Рамаза большой спорт, который, по его версии, якобы рождает большое насилие. Хорошо информированный Чиаурели оперировал негативными фактами про беспорядки на стадионах, про допинги и сломанные судьбы спортсменов, тогда как Виннер приводила примеры в пользу того, как спорт облагораживает человека. Когда терпение у замечательного тренера лопнуло, она прямо спросила у своего противника: "Как вы можете работать в спортивной журналистике, если так ненавидите спорт? За что вам платят деньги? Зачем вы делаете себе на этом имя?"
На аналогичную оценку напросился и участник другой программы - кинорежиссер Егор Кончаловский, который в духе своего отца, известного "западника" Андрона Кончаловского, утверждал, что русский народ не хочет быть богатым. Причем на сей раз не выдержал сам ведущий Михаил Швыдкой, иронично заметив: "Кому как не Егору хорошо известно, как важно происходить из богатой семьи?" И хотя Кончаловский-младший делился верными наблюдениями о странном отношении русского народа к материальным ценностям, да и про себя говорил с полной откровенностью, но, кажется, проиграл своему оппоненту - адвокату Павлу Астахову, который был категорически не согласен с тем, что наш народ не хочет быть богатым.
Впрочем, наблюдая за бурными дебатами двух успешных, дорого одетых мужчин, невольно приходили на ум знаменитые строчки классика, сказанные, правда, по другому поводу: "Страшно далеки они от народа". Так, режиссер не скрывал своего стремления стать самым богатым человеком на свете, но при этом за народом нашим напрочь не замечал стремления к золотому тельцу. Значит, сам он не прочь обзавестись самолетами, пароходами, а народу пусть остается разбитое корыто и краюшка хлеба? А вот Астахов, при всем своем лоске, поскромничал и обещал добиться всего лишь благополучия, но не богатства. Зато русскому народу приписал столько коммерческих талантов, что он уже давно должен был бы купаться в золоте.
Михаилу Швыдкому, чтобы подвести итог в этом вечном споре о разладе наших желаний с нашими возможностями, пришлось вспомнить и НЭП, и знаменитый вахтанговский спектакль "Принцесса Турандот", и изречение писателя XVIII века Якова Княжнина, и высказывание одной из героинь драматурга Островского, которая, говоря о мериле богатства, веско сформулировала: все, что больше тысячи, - то уже миллион. Хотя во времена Островского за тысячу можно было полгода прожить, тогда как сейчас и на день не хватит...
Без упоминания слова "деньги" обходится, пожалуй, редко какая тема на "Культурной революции". Даже обсуждая проблемы спорта, одна из сторон участников дискуссии все сводила к деньгам - мол, там, где большие деньги, как в спорте, там и большое насилие. Но, к счастью, среди участников программы оказалась наша прославленная чемпионка Ирина Роднина, которая встала и убежденно сказала, что в ее времена о больших деньгах и речи не было. А было такое понятие, как честь страны. И возразить ей было нечего...