- Алла Ильинична, объясните, чем был вызван внезапный интерес к жанру мелодрамы?
- Прочитав повесть Сергея Ашкенази "Дорогой Григорий Евсеевич", я поразилась внутреннему сходству главного героя - театрального художника с моим отцом, а жены художника Веры - с моей дорогой мамочкой. Мой отец очень любил искусство, он показывал мне фильмы Чарли Чаплина и навсегда заразил меня неизлечимой любовью к кино. К тому же время, описанное в повести, начало 50-х годов, - это время моей молодости. Вот вам и объяснение, почему я решила снять картину в жанре ретро-мелодрамы. Поэтому во многом правы мои коллеги, говоря, что Алла Сурикова впала в детство. Старый трамвай из той эпохи, сова-светильник, большие часы с боем, которые для своей картины я искала по всем антикварным магазинам и барахолкам Москвы и Питера, - все это из моего детства. Будучи девчонкой, я просыпалась с боем швейцарских часов, которые мой отец привез из Берлина в 1945 году. Как ни странно, папа считал военные годы самыми счастливыми в своей жизни, потому что тогда был молод.
На роль художника я пригласила одного из самых любимых своих артистов - Александра Балуева, правда, изменив при этом его внешний вид до полной неузнаваемости. В моей картине "Вы не оставите меня" актер, сыгравший офицеров всех времен и чинов, - застенчивый, скромный чудаковатый и очень милый человек, каким был и мой отец.
- В вашей картине в заметных ролях снялись также представители талантливого семейства Боярских в лице Михаила Сергеевича и его дочери Лизы. Как им у вас работалось?
- И Миша, которого я неоднократно снимала в своих фильмах, и Лиза даже видом не показывали, что они находятся в близком родстве, хотя в картине играют папу и дочку. Боярский долго пытался убедить меня в том, что именно его герой-генерал является вершителем судеб всех действующих лиц картины. Михаил Сергеевич на самом деле гораздо серьезнее, глубже и острее, чем те роли, которые он чаще всего играет. Я поняла это, когда Михаил Боярский снимался у меня в комедии "Человек с бульвара Капуцинов".
- Еще одним постоянным актером в вашей команде был Андрей Миронов. Он сыграл главных героев в двух ваших картинах - "Будьте моим мужем" и "Человек с бульвара Капуцинов". Каким человеком он был?
- В картине "Человек с бульвара Капуцинов" Миронов сыграл самого себя. Андрей сочетал в себе Дон Кихота и Дон Жуана, счастливого неудачника и неудачливого счастливца, как, впрочем, и его герой мистер Фест. Только в картине Фест оживает после того, как его убивает Черный Джек, а Андрей умер по-настоящему. Это был его последний фильм.
- Говорят, Андрей Миронов был очень привередлив в выборе партнерш. Как вам удавалось ему угодить?
- Не секрет, что в фильме "Будьте моим мужем" между Андреем и актрисой Еленой Прокловой возникла симпатия, я бы даже сказала, чувственное притяжение, что пошло картине только на пользу. Но тогда вовремя приехала на съемки жена Андрея Лариса Голубкина, да и Лена была замужем. Но с той работы я поняла, что для Андрея важно быть немного влюбленным в свою партнершу. Поэтому в фильме "Человек с бульвара Капуцинов" я показала Миронову видеоролик с основными претендентками на роль певички Дианы. Он выбрал Александру Яковлеву. Хотя для роли мне нужен был другой тип женской красоты - белозубая улыбка, крупные бедра, большая грудь, словом, роскошная американка, мечта ковбоя, но Андрей сказал: "Если надо, то влюблюсь и в скромную красавицу Яковлеву".
- Кажется, такими достоинствами, как скромность, послушание, Александра Яковлева не отличалась? Как вам удалось делать паиньками капризных красоток актрис?
- Сложный характер приписывали и Лене Прокловой, и Александре Яковлевой. Но если с Леной было работать сплошным удовольствием, то Сашу иногда заносило. Натолкнувшись как-то на очередной ее заскок, я спокойно и холодно сказала: "Все, мы отправляем тебя в Москву, а все твои сцены переснимем с другой актрисой". После этих слов, которые были чистого рода блефом, Саша стала лапочкой.
- Как образовался блистательный дуэт Софико Чиаурели и Леонида Куравлева в вашей криминальной комедии "Ищите женщину"?
- На самом деле для картины "Ищите женщину" я вычислила другую пару - Софико Чиаурели и Михаила Ульянова, но судьба распорядилась иначе. Михаил Ульянов, засыпав меня извинениями, предпочел сниматься в фильме Никиты Михалкова "Без свидетелей", и я стала искать другого артиста на роль инспектора. Софико предложила попробовать Леню Куравлева, который был ее однокурсником. Не скрою, что в начале мне казалось, что мягкий и безотказный Куравлев никак не подходит на роль полицейского, которого все называют не иначе как "Железный лоб". Но в результате все сложилось. Прелесть картины заключается в том, что у героев постепенно, шаг за шагом, слово за словом рождается чувство. Они все время вспоминают свою молодость, свою влюбленность, но делают это легко, ненавязчиво, остроумно.
- Алла Ильинична, а как складывалась ваша личная жизнь в период съемок?
- Когда идут съемки, то личная жизнь не складывается, а вычитается. Если режиссер - женщина, то у ее мужа должно быть отменное чувство юмора, иначе обхохочешься на всю оставшуюся жизнь. Наверное, у моего бывшего мужа, эмигрировавшего из СССР в 1985 году со своей новой женой, были большие проблемы с чувством юмора.
- Какими качествами должен обладать режиссер, чтобы снять хорошую комедию?
- Разумеется, чувством юмора, с помощью которого выбиваются смешные государственные деньги, за которые снять комедию невозможно. Чувство юмора должно быть и у актера, чтобы сниматься за те смешные деньги, которые он получает. Да и автору сценария не помешает чувство юмора, чтобы не разрыдаться, когда он видит на экране якобы то, что он якобы написал.
- А если режиссер, говоря слогом Грибоедова, страдает горем от ума, у него получится комедия?
- Я вам отвечу так: обладать незаурядным умом - не самое большое достоинство для комедийного режиссера. Фильм нельзя сделать смешным, если режиссер не способен на сочувствие, сопереживание. Нужно помнить, что жизнь - это не одно чередование похорон, что люди любят, ждут, надеются на чудо. Прописная истина - зритель любит смеяться и плакать одновременно. Впрочем, возможно, это свойство только русского характера, только у нашего человека от смеха до слез - один шаг.
- В своих картинах вы любите задавать зрителям "задание на дом", оставляя незавершенными судьбы героев. Что это - следствие женской таинственности или глубокого знания математики, которую вы изучали в стенах Киевского университета?
- Надеюсь, от лекций по математике у меня остались логика и стремление найти ответ на поставленную задачу. Я не то чтобы люблю составлять ребусы для зрителей, просто хочу, чтобы каждый сам решил, какой будет финал. Поэтому, приступая к съемкам фильма, я каждый раз договариваюсь с актерами, чтобы с их стороны не было указующего перста и скоропалительных выводов.
- Но почему вы не злоупотребляете служебным положением и не снимаетесь в своих фильмах в качестве актрисы?
- Я очень сомневаюсь в том, что у меня есть актерский дар. Вот у моего папы он был, хотя он работал инженером. Причем папа, на мой взгляд, обладал большим артистизмом, чем его родной брат - народный артист. И все-таки я пыталась внести актерскую лепту в свои фильмы. Так, я озвучивала попугая в картине "Хочу в тюрьму", девушку легкого поведения в "Человеке с бульвара Капуцинов", еще мекала за козу. Но чтобы играть полноценные роли, для этого у меня не хватает ни таланта, ни отваги.
Этой творческой отвагой, благодаря которой создаются запоминающиеся роли, обладал, например, Андрей Миронов. Но я люблю всех актеров, с которыми работала. Даже если для кого-то из моих любимых актеров нет роли в моем новом фильме, я стараюсь придумать, в каком качестве он бы там присутствовал. Например, я сфотографировала на календарь Николая Караченцова и поместила его в картину "Дети понедельника". И теперь зрители этой ленты видят, каким он был молодым и красивым.
- Алла Ильинична, успокойте нашего зрителя, что вы не бросите на произвол судьбы кинокомедию. Тем более что сегодня всем нам так не хватает жизнеутверждающего юмора...
- В комедии зритель каждую секунду ждет смешного, веселого, озорного, а я, пожалуй, сегодня не готова к тому, чтобы шутить до упаду. А вот подарить людям улыбку, но не до ушей, а с грустинкой, я еще могу. Признаюсь: может быть, я и устала от комедии, и рада была бы ее передать другим режиссерам, да только одна беда - некому.