ГИТЛЕР В РОЗНИЦУ

Российские власти всерьез взялись за почитателей нацистской символики и атрибутики - теперь за ее незаконное изготовление и сбыт коллекционерам грозят солидные штрафы с конфискацией товара. От 10 до 25 МРОТ - для простых граждан, от 20 до 50 МРОТ - для должностных лиц и от 200 до 1000 МРОТ - для лиц юридических. На столичных барахолках эти ужесточения в Кодексе об административных нарушениях восприняли серьезно - с лотков исчезла вся фашистская символика. Надолго ли?

- Вот противопехотная граната, а это - каска убитого фрица, пробитая осколками. Отдам со скидкой! - у коллекционера Саши явно не ладится торговля на "блошином" рынке в Измайлове. Покупатели проходят мимо его лотка с патронами, противогазами и военной амуницией времен второй мировой. Их больше интересуют старинные утюги и бронзовые подсвечники. И потому парень готов отдать свой товар по дешевке.
Не идет бизнес и у его соседа, продающего кители и головные уборы немецких офицеров. Он мокнет под дождем и пьет чай, угрюмо рассматривая группу японцев, которые покупают "контрафактные" буденновки:
- Все, надо сворачиваться. Ловить здесь больше нечего.
Продавцам фашистского барахла ничего не остается как подчиниться чиновникам. Александр и его сосед тоже не стали лезть на рожон.
- Себе дороже будет, - сплюнул от досады торговец ржавыми немецкими гранатами, который уже давно изъял из продажи всю фашистскую символику.
На измайловской улице Ремесел, где обычно собираются военные коллекционеры, сегодня тоже пусто. Дядечка в камуфляже от скуки натирает тряпкой обшарпанную каску стоимостью семь тысяч рублей, а потом пересчитывает столовые приборы немецких офицеров - вилки, ложки, ножи для колки льда. "Настоящие?" - спрашивают два школьника, внимательно изучающие военные раритеты. "Ага, только сейчас с фронта... - огрызается продавец. - Вам-то чего здесь надо?" Пацаны переглянулись и выудили из сумки черные штаны, изъеденные молью:
- Купите, они настоящие, немецкие. Их дядя Вася с войны привез (он до Берлина дошел). Отдадим дешево или поменяем вот на эту зажигалку с орлом.
Коллекционер вывернул портки фрица и ухмыльнулся: "С войны, говорите, привез... А почему на них штамп какой-то психушки стоит?"
- Я таких любителей истории сразу далеко посылаю, - говорит продавец. - Мы работаем только с коллекционерами, которые знают толк в своем деле. Они нам приносят именно военные раритеты.
- Вроде этого офицерского кителя за 12 тысяч рублей? - киваю в сторону "гардероба" с немецкой униформой и интересуюсь, а зачем эти вещи вообще люди покупают.
- Обычно берут для домашней коллекции. На себя же китель не наденешь. Попробуй, и ста метров в нем не пройдешь по улице - сразу отметелят.
Фашистскую символику и атрибутику он тоже уже не продает - убрал с лотка, как только появились первые сообщения о новых штрафах. "Жалко, хорошо ее брали. И стоили вещички недорого - от 10 до 300 долларов за штуку. Сейчас все коллекционеры попрятались и выжидают, что будет дальше, хотя закона никто и в глаза не видел".
- А дальше уже некуда, - сетует Николай, торгующий на барахолке медалями и значками солдат американской армии. - Спрос сильно упал. Особенно после того, как я перестал выставлять на лотки немецкие кресты. Теперь торговать ими можно, наверно, лишь с разрешения прокурора. Но если ты интересуешься нацистскими наградами, могу дать телефончик одного коллекционера - у него этого добра навалом.
- Удивительная у нас страна, - говорят в администрации рынка. - Все ненавидят фашистов, но торгуют их символикой из-под полы, а потом жалуются, когда мы этот товар изымаем.
"Обыски" на лотках нерадивых коллекционеров сотрудники службы безопасности рынка устраивают несколько раз в неделю.
- Причем нас это делать никто не заставлял. Мы сами решили бороться с нацистской символикой еще до ужесточения штрафов за ее продажу и сбыт. Бывает, находим вещи со свастикой и тут же на глазах продавца уничтожаем, - рассказывает один из представителей администрации.
Зато не надо быть экспертом, чтобы определить "культурную ценность" черно-белых фотографий из альбома, которые продают две гостьи с Украины. На пожелтевших от времени снимках улыбаются немецкие солдаты. Вот они катаются на велосипедах, а вот пристреливают новые винтовки.
- Берите, недорого - всего 150 рублей за штуку. Фотографии настоящие - из Спецхрана Украинской ССР, - расхваливают свой товар барахольщицы и на десерт выуживают из альбома фотографию Гитлера в окружении офицеров.
На обратной стороне снимка стоял штамп "Снят с учета"...
КТО ТАМ ШАГАЕТ ПРАВОЙ?
Уголовных дел, касающихся борьбы с фашизмом и его проявлениями, немного. По данным эксперта Московского бюро по правам человека Семена Чарного, на всю Россию возбуждается 2-3 таких в год. За изготовление и сбыт нацистской символики уголовной ответственности и вовсе не предусмотрено. В Генеральной прокуратуре и МВД России корреспонденту "Труда" не смогли дать ответ, сколько же правонарушителей привлекли к административной ответственности именно за символику. Возможно, сейчас ситуация изменится. До недавнего времени нацистскую атрибутику можно было приобрести на барахолках. Глава Московского антифашистского центра Евгений Прошечкин говорит, что сам не раз был свидетелем продажи подобных вещей: "Скажем, на рынке на Дмитровке у МКАД - сам видел. Правда, когда милиция в Зеленограде столкнулась с таким случаем, распространителю дали сутки административного ареста".
Практически ничем закончились и попытки привлечь организаторов недавнего "Правого марша" в Москве. Многие видели нацистскую символику у некоторых участников, однако все ограничилось порицаниями.
МНЕНИЕ
Михаил ТАНИЧ, поэт, заслуженный деятель искусств России:
- Правильно, надо прижимать продавцов нацистской символики, закручивать гайки. Нельзя закрывать глаза на проявление фашизма, хотя мы и живем в демократическом обществе, где каждый волен коллекционировать все, что ему хочется. Я против распространения идей нацизма в любой форме, даже если это просто вещи, предметы, значки. Считаю, что надо запретить продажу не только атрибутики, но и нацистской литературы.