Империя оставила после себя не только образованную в 1923 году молодую республику и формирующуюся турецкую нацию, но и ряд серьезных проблем этнического и религиозного свойства, в частности армянский вопрос. Актуальность ему придала и перспектива членства Турции в Евросоюзе. Так, парламенты 18 стран, в том числе европейских, приняли резолюции с требованием к Турции признать геноцид армян в 1915 году. По армянской версии в разгар первой мировой войны в результате карательных операций османских войск в Восточной Анатолии, массовой высылки оттуда армянского населения погибло не менее 1,5 миллиона армян. Причем осуществлено это было по прямому указанию тогдашнего руководства империи.
Турция до последнего времени отрицала сам факт геноцида. Последняя по времени турецкая версия гласит, что в Восточной Анатолии велись боевые действия против армянских партизан, которые, естественно, сопровождались немалыми жертвами, значительное число местных жителей, в первую очередь армян, было выселено. При этом также не обошлось без жертв. Но никакого спланированного геноцида не проводилось.
Турецкие политологи и историки, с которыми довелось побеседовать, говорят, что в вопрос о событиях 1915 года привнесен другой фактор - после армяно-азербайджанского конфликта из-за Нагорного Карабаха армяно-турецкая граница была закрыта, поскольку Армения оккупировала 20 процентов территории соседней республики. Директор Института турецкой внешней политики Сейфи Ташан считает, что нормализовать межгосударственные отношения и открыть границу, как это предлагает Ереван, можно только после урегулирования карабахской проблемы. Турецкие эксперты (в частности, директор Центра евразийских стратегических исследований Гюндюз Актан) опасаются, что признание геноцида может усилиями влиятельной армянской диаспоры вызвать волну исков о возвращении утерянной собственности, о компенсации потомкам жертв и даже воскресить территориальные претензии Армении на так называемую Западную Армению - ряд районов Восточной Анатолии. А это, по их мнению, нарушает Карский и Московский договоры начала 20-х годов прошлого века.
Лед в этом замороженном из-за полной непримиримости сторон вопросе тронулся после прихода к власти в Анкаре происламской Партии справедливости и развития во главе с нынешним премьером Реджепом Эрдоганом. Парадокс турецкой политики состоит в том, что исламисты оказались гораздо более готовыми идти по пути демократии, чем светские партии. Эрдоган предложил ради выяснения исторической правды о событиях 1915 года создать совместную комиссию историков. Тема эта перестала быть табу в местных СМИ. На научную конференцию по этой же проблеме в Стамбул в марте собрались ученые из разных стран, в том числе и из Армении. На днях по одному из турецких каналов был показан фильм "Арарат", сделанный канадцем армянского происхождения, о геноциде армян. Известный турецкий публицист Али Биранд назвал демонстрацию этого фильма несомненным достижением турецкой демократии.
Весьма познавательным оказалось знакомство с 65-тысячной армянской общиной в Стамбуле. Армяне и турки веками мирно жили бок о бок, то же самое они делают и сейчас в Стамбуле, являясь турецкими гражданами. Там действуют 17 армянских лицеев и школ, более 30 церквей. Среди армян есть крупные бизнесмены, университетские профессора, депутаты меджлиса. Но по негласной традиции, рассказывает главный редактор армяноязычной газеты "Нор Мармара" Ари Хаддиджан, армян не берут в армию, полицию, на госслужбу. Хотя вражды к армянам нет, случаются порой конфликты на бытовом уровне. До недавнего времени наблюдался отток из общины за рубеж, но в последнее время он приостановился, поскольку правительство Эрдогана согласилось рассмотреть вопрос о недвижимости, конфискованной у армян в 1974 году. Многие иски о ее возврате или компенсации могут быть удовлетворены. Это, по словам Ари, обнадеживает и говорит о том, что нынешнее турецкое правительство стремится построить правовое демократическое государство.
О том, что в конце тупика в турецко-армянских отношениях появился свет, говорит и работа Турецко-армянского совета делового сотрудничества, учрежденного одновременно в Стамбуле и Ереване в 1997 году по инициативе России, США, Армении и Турции и при опоре на большой потенциал мировой армянской диаспоры. Его вице-президент Ноян Сояк рассказывает, что совет - первая совместная организация такого рода и пока единственное связующее звено между турецкой и армянской общественностью. Совет призван развивать культурное, гуманитарное, образовательное, экономическое сотрудничество, в том числе приграничный товарообмен и создание зон свободной торговли, невзирая на политические трудности. Объем торговли в основном через Грузию достигает 400 миллионов долларов. Мы, продолжает Ноян, добиваемся открытия пропускного пункта в Ахалкалаки. Ведь после вывода оттуда российской базы этот преимущественно армянский городок в Грузии останется без средств существования. Мы считаем, что открытие границ и возобновление транспортного сообщения на Южном Кавказе могут принести огромную экономическую выгоду. Это не только позволит сократить транспортные расходы на этом пространстве более чем на треть, но и даст мощный импульс подъему экономики в прилегающих друг к другу районах, в том числе в экономически застойной Восточной Анатолии. Сознавая, что застарелые политические конфликты одним махом не разрешить, мы ставим конечной целью продвижение Южного Кавказа в сторону общего регионального рынка, где свободно бы перемещались люди, товары и капиталы. Эта зона стала бы полем тесного делового партнерства между Россией и Турцией. Все это создаст климат, в котором гораздо легче избавиться от тягостного наследия прошлого.