Утром 44-летняя Данилова направилась к врачам. А через пару часов родителям сообщили, что их дочь, совсем не старая женщина, умерла. Конечно же, не поверили, прибежали в больницу - и увидели, что тело Елены, накрытое казенной простыней, все еще лежит на полу у регистратуры... А вокруг ходят занятые врачи, угрюмо ждут очереди пациенты, ворчливые санитарки громыхают швабрами.
Оказывается, Елена по дороге почувствовала недомогание. У окошка регистратуры уже вовсю толпился народ. Медиков мало, больных много. Но увидев, в каком состоянии Данилова, очередь расступилась. Елена просила дам в белых халатах за перегородкой об одной милости - вызвать по служебному телефону "скорую помощь". Однако те звонить никуда не стали, сухо предложили Даниловой "присесть на кушетку".
Так Елена Витальевна и провела последние минуты своей жизни. Минут через сорок она стала кричать от боли. Подошла соседка по дому, стоявшая в очереди за талончиком, и Данилова без сил уронила голову ей на плечо. Потом какой-то сердобольный мужчина дал Елене таблетку нитроглицерина. А регистраторши в нескольких метрах продолжали как ни в чем не бывало выдавать гражданам талончики, не забывая обсуждать и свое, девичье.
Данилова потеряла сознание и повалилась набок. Только тут к ней подошел врач. Но поздно: она скончалась от острой сердечной недостаточности. Тело накрыли простыней с фиолетовым штампиком, и еще несколько часов люди, подходящие к регистратуре, воочию убеждались, что между жизнью и смертью - всего один шаг.
...В квартире на третьем этаже хрущевки разлито горе. Родителям Елены - Виталию Сергеевичу и Вере Федоровне - по 76 лет. Оказавшись на пенсии, оба только и жили дочерью. Теперь существование потеряло смысл.
- Как подумаю, что Леночку можно было спасти... хоть кричи... становится, - едва выговаривает Вера Федоровна, прижимая к груди фотографию дочери.
Ситуация действительно нелепая. Женщина в самом расцвете лет скончалась не на улице и не в чистом поле, а в поликлинике. Однако у главврача Игоря Гаврилова объяснение простое: трагическое стечение обстоятельств. Зато стал гневно кричать на журналистов, фотографирующих облупленный фасад поликлиники. Мол, не имеете права без моего разрешения.
Пришлось вместо скупого до слов главврача побеспокоить Рыбинскую городскую прокуратуру, куда был направлен материал по факту смерти Елены Даниловой.
- Да, это нелепый и печальный случай, - согласилась помощник прокурора Любовь Васильева. - Но мы вынесли отказ в возбуждении уголовного дела, поскольку смерть не носила криминального, насильственного характера.
Как это знакомо: человек умер на глазах у врачей, не получив ни малейшего внимания, участия и помощи. А виноватых нет.
Нет и таких, кто набрался бы мужества прийти к старикам, потерявшим дочь, посмотреть им в глаза и по-человечески попросить извинения.
Сейчас местные медики возлагают большие надежды на новый национальный проект "Здоровье". По нему 24 миллиона рублей будет выделено для улучшения технической базы рыбинских поликлиник, участковые терапевты и педиатры станут получать ежемесячную прибавку к жалованью в размере десяти тысяч, а медсестры, работающие с ними, - пять тысяч. Эта добрая весть уже сказалась на количестве медицинских работников. Ведь в последнее время участковая служба была буквально обескровлена - терапевтов не хватало катастрофически, еще год назад было 48 вакансий, а теперь специалисты потихоньку возвращаются в поликлиники. Так что вскоре, наверное, и очереди за талончиками в регистратуры с утра станут меньше, и сами работницы регистратур подобреют. Что ж, дай-то Бог. Вот только Елену Данилову этим уже не воскресить.
СИТУАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ КОММЕНТИРУЕТ ИЗВЕСТНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОКТОР ЛЕОНИД РОШАЛЬ
Беда со здравоохранением во всем мире, в том числе и в хваленой Европе. Про Америку не говорю. Несмотря на огромные вложения, она на 35-м месте. Значит, дело в структуре и в людях, то есть врачах. В Европе их категорически не хватает. Везде. Приглашают из других стран. Средняя квалификация европейских врачей, уверяю вас, ниже средней российской. Столкнулся лично. И мне смешно, когда хотят изменить нашу высшую школу. Это им нужно переходить на нашу систему подготовки, а не нам брать их опыт. А бюрократия там такая, что врачи плачут: необходимо заполнять миллион бумажек. Причем это никак не влияет на качество лечения. Влияет на деньги. Быстренько-быстренько принять - и побольше заработать.
Завидки берут при сравнении материально-технического обеспечения. Халатики чистенькие, белье могут менять каждый день, многие инструменты одноразового использования. В каждом маленьком городишке есть для обследования практически все, что есть в большом городе: УЗИ, томографы, лаборатории. И "скорая" приезжает быстро и не требует с пациента денег за бензин. Платить потом будешь, и не мало, чаще по страховке. В Германии 14 процентов из фонда зарплаты платят все. Подчеркиваю: все. Семь процентов лично, семь - работодатель. Все хорошо, но не хватает клинического мышления.
У нас клинического мышления сколько хочешь. Без него вообще пропали бы. Куда деваться, если около 70-80 процентов оборудования в здравоохранении устарело. Поэтому поздно диагностируем и поздно лечим, если вообще есть чем лечить в больницах. Чтобы понять, где мы - спуститесь на уровень муниципального здравоохранения, в котором лечится большинство населения страны. Да еще добавьте административную реформу, которая очень больно ударила именно по муниципальному здравоохранению. Всех, кто ее (реформу) разрабатывал, Мао Цзэдун отправил бы на село. Лечиться. Или даже пожить там. А может быть, так и надо сделать? Почему у нас никто не отвечает за то, что сделал? Абсолютно никто. Мы в таком долгу перед селом! Мало того, что сделали его нищим и пьяным, так еще и больным.
Врачи у нас - тоже люди. Есть и хорошие, и плохие. Есть внимательные и есть невнимательные. Есть смотрящие тебе в карман и есть просто нормальные. Так же как прокуроры, судьи, журналисты, педагоги и другие не названные...
Слышали про "загнанных лошадей"? Врачи в наших поликлиниках и амбулаториях - как загнанные лошади. Не хватает около 30-50 процентов. Каждый работает "за того парня". Какая там профилактика, какое там внимание, когда еще без компьютера заставили отписываться рецептами и десятками бумажек. Когда вдохнуть некогда и наступает запредельное торможение. Президент услышал - и поддержал необходимость привлечения врачей в поликлиники рублем. Так эти, которые ниже, такое придумали, что от благой идеи президента ничего не осталось, кроме склок и дезорганизации работы в поликлиниках. Куда бежим? И до какого времени будут создавать народу все новые проблемы? Единственное, что утверждаю: работают непрофессионалы. Профессионал хотя бы на один шаг вперед рассчитывает. Повторю снова: почему у нас никто не отвечает за то, что сделал? И неужели из тысяч медицинских работников мы не можем найти 10-15 человек, которые понимали бы проблему и отвечали за свои действия? От полуэкономистов и полупрофессионалов уже давно не подташнивает, а тошнит. И не знают и не чувствуют они боль. Живут в своем мирке, очень далеком от нормальной природы. Может быть, пора изменить им природу?
Не изменим своего отношения к медицине - учить будет некого и работать будет некому. Потому что каждый год - по 600-800 тысяч россиян минус. Плюс наркомания, плюс ВИЧ, плюс туберкулез, плюс венерические болезни и плюс девочки на обочинах дорог.
А мы от них еще требуем 6 процентов от ВВП на здравоохранение. И не завтра, а вчера.