Во-первых, "Ника" прошла в канун приближающегося праздника - 60-летия Великой Победы, и более органичной площадки, чтобы напомнить об этом важном событии, в Москве, пожалуй, не сыскать. Во-вторых, организаторы "Ники" тем самым хотели подчеркнуть "боевой дух премии", которую одно время яростно атаковал конкурирующий "Золотой орел". Но "Ника", объединяющая более 600 авторитетных кинематографистов, выстояла, не дала себя заклевать. И в-третьих, у президента академии "Ника" Эльдара Рязанова и худрука торжественной церемонии Юлия Гусмана были свои личные причины провести нынешний праздник на этой прославленной сцене. Первый, оказывается, именно в этом здании, воспользовавшись тем, что театр уехал на гастроли, почти целиком снял свой дебютный фильм "Карнавальная ночь". А второй недавно поставил в Театре армии нашумевший спектакль "Дон Кихот" с 90-летним Владимиром Зельдиным в главной роли. Так что на "обжитой" сцене главным фигурантам "Ники" было легче провести яркое, динамичное действо, к которому они приучили публику за истекшие годы.
Удалась церемония и в этот раз. Опытный режиссер массовых зрелищ и остроумный шоумен Юлий Гусман построил действо по законам хорошей драматургии, где торжественно-пафосное органично сменяется трогательным, умное уступает место простодушному, а смешное граничит с печальным. Эта эмоциональная амплитуда была прочерчена Гусманом почти безупречно, заставляя участников и зрителей 5-часового шоу то замирать в восторге, то смеяться, то грустить и печалиться, то изливаться светлыми, благодарными слезами.
Пожалуй, самым ярким эпизодом этого праздника стало чествование великой русской актрисы Нонны Мордюковой, которой была вручена "Ника" за выдающийся вклад в киноискусство. После нарезки из замечательных лент с ее участием, где Нонна Мордюкова - красивая, яркая, талантливая, шалая, актриса еле вышла на сцену на слабо слушающихся ногах (сказываются возраст и застарелые болячки). Она сразу неловко села в кресло, и многим показалось, что так она и проведет отведенное ей время. Но вышел Николай Басков, зажигательно спел в честь любимой актрисы одну из своих коронных песен, и Нонна Викторовна ожила. Сначала прошла с Николаем несколько робких танцевальных па, а затем врезала своим сильным, не утратившим красоты и сочности голосом народную песню, которой ее научил Василий Макарович Шукшин. И зал утонул, захлебнулся в овациях в честь актрисы, чья жизнестойкость и верность профессии достойны восхищения. Браво, Нонна Викторовна! Браво, академики, сделавшие безукоризненно точный выбор в главной номинации - "Честь и достоинство"!
Впрочем, академики "Ники" в этот раз были точны почти во всех своих оценках. Из 119 игровых, документальных, анимационных картин, которые претендовали на награды, они смогли в большинстве случаев выбрать самые достойные. Так, лучшей неигровой лентой была названа новая работа известного документалиста Андрея Осипова "Страсти по Марине", ярко воссоздающая трагический и прекрасный образ великой поэтессы Марины Цветаевой. Среди "мультиков" победила лихая, озорная лента "Чуча-3" выдающегося мастера анимационного кино Гарри Бардина. И, наконец, в игровом кинематографе заслуженный триумф выпал на долю мощной антивоенной драмы "Свои" в постановке 40-летнего режиссера Дмитрия Месхиева. Эта выдающаяся картина, на новом историческом витке развивающая традиции отечественного военного кино, получила сразу пять призов, в том числе за лучший сценарий (Валентин Черных), лучшую операторскую работу (Сергей Мачильский), лучшую мужскую роль (Богдан Ступка) и, наконец, за лучший фильм года.
Приз за лучшую режиссуру при этом раскладе почему-то ушел к Кире Муратовой, которая в присущей ей абсурдистской стилистике сняла фильм "Настройщик" - самый внятный, самый прозрачный из ее последних работ, но и самый, увы, заурядный. По сути, это растянутый трехчасовой анекдот о ловком мошеннике, облапошившем двух доверчивых старушек (их играют давно не снимавшиеся в кино и потому с наслаждением купающиеся в своих ролях Алла Демидова и Нина Русланова). Актрисы свои премии - соответственно за лучшую роль и роль второго плана - вполне заслужили, а в отношении Киры Муратовой, думается, сработала старая инерция, заставляющая кинематографическую публику с придыханием внимать каждой новой работе этой гранд-дамы "авторского" кино - зачастую независимо от результата. Об этом мне, впрочем, уже приходилось не раз писать и говорить. Но в любом случае премия Кире Муратовой за режиссуру - дело совсем не стыдное, хотя Дмитрий Месхиев своим новаторским, прорывным фильмом заслуживал ее куда больше. Да и не бывает так, чтобы и фильм был признан лучшим, и сценарист с оператором поработали на славу, а режиссер оказался как будто бы ни при чем...
Тем не менее "Ника" еще раз засвидетельствовала, что российское кино находится на подъеме, что на смену опытным мастерам приходит новая волна режиссуры, что качество российского кино в своих лучших образцах растет, выходя на международный уровень (тот же фильм "Свои" прогремел на международных кинофестивалях в Москве, Монреале, Торонто, Онфлере). Да и на экранах нашего кино становится все больше - оно постепенно теснит Голливуд. Хорошо бы - до полной и окончательной победы!