С момента подписания Михаилом Касьяновым известного постановления N526 о реформе электроэнергетики прошло девять месяцев. За это время реформа из теоретических дискуссий перешла в практическую плоскость. Как отметили выступавшие члены правления РАО ЕЭС, сделано в этом направлении уже немало. В стадии завершения находится создание фундаментальных составляющих будущего рынка электроэнергии: Федеральная сетевая компания, системный оператор рынка и администратор торговой системы. В РАО для изучения поступил 51 проект по реформированию региональной энергетики, охватывающий 62 АО-энерго. На подходе создание оптовых генерирующих компаний.
По словам первого зампреда правления РАО ЕЭС Леонида Меламеда, базовым принципом преобразований, которого придерживается менеджмент энергохолдинга, является "соблюдение государственных интересов в отрасли, охватывающей всю российскую экономику, а также принцип учета интересов акционеров". Сегодня, считает Меламед, существует несколько групп, отстаивающих свои интересы при реструктуризации монополии. Это правительство, субъекты Федерации, миноритарные акционеры, инвесторы, кредиторы, профсоюзы, менеджмент РАО, а также иностранный капитал. "Эти группы сходятся в одном - сегодня необходимы те законы, которые внесены правительством, и их долгое отсутствие может привести к сдерживанию реформ и к использованию влияния этих групп на том поле, которое не охвачено законодательством", - заявил Меламед.
Такого же мнения придерживаются и сенаторы. По словам главы комиссии по естественным монополиям Совета Федерации Михаила Одинцова, "законодатели обеспокоены отсутствием необходимой нормативно-правовой базы для проведения реформы. На сегодняшний день из шести законопроектов правительственного пакета в Госдуму внесен только один".
"Мы очень встревожены тем, что пакет законопроектов тормозится", - заявил зампред правления РАО Вячеслав Синюгин. Опасения менеджмента РАО и сенаторов небезосновательны - таких масштабных структурных перемен, как реформа электроэнергетики, в России до сих пор не проводилось. РАО, по словам Меламеда, "сейчас не предпринимает самостоятельных действий, которые не укладываются в план реформирования электроэнергетики". Все мероприятия, осуществляемые менеджментом, проводятся в строгом соответствии с утвержденным правительством планом первого этапа реформирования энергетической отрасли. Теперь дело за скорейшим принятием новых законов.
Однако в том, что их еще нет, как ни странно, во многом повинны регионы. Все хорошо помнят недавний скандал с так называемым письмом 18 губернаторов Центрального федерального округа, которые фактически призвали президента В. Путина остановить реформу РАО ЕЭС и вернуть ее в стадию обсуждения. Как потом выяснилось, эта бумага была подписана не 18, а всего 3 губернаторами, и, по сути, явилась не чем иным, как спланированной провокацией. Конечно, этот случай - исключение из общего правила, однако на местах осталось еще достаточно противников реформ. С каждым из них необходимо проводить разъяснительную работу. Одним словом, как отметил Леонид Меламед, "разработка нормативной базы требует очень большого количества согласований, которые и вызывают некоторую задержку".
В Совете Федерации между тем готовы проголосовать за "энергетические" законы. "Конечно, мы будем их обсуждать, некоторые детали требуют более ясной проработки, но в целом, я думаю, верхняя палата их поддержит", - заявил М. Одинцов. Государство заинтересовано в том, чтобы реформа осуществлялась не стихийно, а цивилизованно, на основе соответствующего законодательства.