ЛИЦО ШКОЛЫ В ПРОФИЛЬ

Как поступает современный десятиклассник, решивший поступить в медицинский институт? Первым делом напрочь забрасывает все "ненужные" школьные предметы вроде истории или географии и яростно впивается в учебники химии, анатомии, биологии.

...Будущий студент нередко и вовсе на "финише" перестает ходить в школу, предпочитая занятия с репетиторами или подготовительные курсы. Будущие филологи, в свою очередь, сосредоточивают внимание на русском языке и литературе, иностранном, истории, а точные науки откладывают в сторону, поскольку их знание на вступительных экзаменах не потребуется. Что в итоге получается? Школьные учителя, недовольные массовыми прогулами, требуют стопроцентной посещаемости, перегруженные старшеклассники падают в обмороки от усталости, а родители терпят суровые финансовые лишения, так как услуги репетиторов и курсы с каждым годом становятся все дороже.
Разрешить стихийно сложившуюся не вполне нормальную ситуацию с предвузовской подготовкой должна так называемая профильная школа, концепция которой была недавно принята на всероссийском совещании в Министерстве образования РФ. С полным основанием ее можно считать первым реальным шагом на пути к двенадцатилетке. В эксперимент по внедрению "профиля" некоторые российские школы включатся уже с сентября 2002 года, а с 2003-го он будет вводиться более широко, вплоть до 2006 года, когда намечается полный переход на двенадцатилетнее обучение. Итак, теперь не только в элитных гимназиях и лицеях, но и в обычных общеобразовательных учебных учреждениях старшие классы станут профилированными - гуманитарными, естественно-математическими, социально-экономическими, информационно-технологическими. Общее число учебных часов при этом останется прежним, произойдет просто их перераспределение в пользу того или иного предмета. Уделяя больше времени выбранной специализации, ребята смогут подготовиться в вуз без всяких репетиторов. Особую роль при этом должны сыграть преподаватели профильной школы - на совещании высказывалось мнение, что они должны пройти специальную переподготовку, получить 15-й разряд (сейчас высшим считается 14-й) и ученую степень "магистр педагогических наук". Советник министра образования Анатолий Пинский убежден, что главная идея профильной школы - "непосредственно работать на дальнейший жизненный путь старшеклассника".
В Москве практика профильных классов - журналистских, географических, математических и даже театральных - существует довольно давно, многие школы сотрудничают с различными вузами и поставляют в них хорошо подготовленных первокурсников. Так что профильная школа для столичных учащихся, собственно, - не такое уж новшество. Иная ситуация с сельскими школами. При нынешней их малокомплектности и дефиците учителей, ведущих порой по два-три предмета, создать возможность для специализации учащихся будет сложно. Единственный выход - доставка старшеклассников в более крупные и хорошо оснащенные школы на специальном транспорте. Это уже предусмотрено в концепции модернизации российского образования, принятой правительством.
МЕЖДУ ТЕМ...
Находясь с рабочей поездкой в Бурятии, вице-премьер Валентина Матвиенко сообщила, что в правительстве РФ готовятся предложения по созданию новой системы распределения выпускников вузов. Предполагается, что основными ее элементами будут государственный заказ на подготовку специалистов, в которых нуждается народное хозяйство, а также заключение договоров со студентами, которые обучаются за государственный счет. Вице-премьер отметила, что после отмены госраспределения молодых специалистов их число часто превышает разумные пределы и в то же время во многих отраслях экономики, особенно на селе, ощущается дефицит кадров. Между тем большая часть выпускников вузов проходит обучение за счет налогоплательщиков.
- Речь ни в коем случае не идет о реставрации старой распределительной системы, о чем поторопились, не разобравшись в сути проблемы, сообщить некоторые издания, - пояснила "Труду" пресс-секретарь вице-премьера Светлана Крыштановская. - Допустим, при поступлении в медицинский вуз студент, который будет обучаться за государственный счет, заключает договор, где обязуется определенное время отработать врачом в сельской больнице либо в районной поликлинике. После получения диплома он вправе не отправляться в деревню, но при этом обязан вернуть деньги государству, которое его бесплатно обучало. Это всего лишь один пример. Разрабатываются и другие предложения, которые призваны усовершенствовать систему трудоустройства молодых специалистов, приблизить его к нынешним реалиям, в том числе и рыночным отношениям.