Заметим, что у нас на словах никогда не было противников такого способа бескорыстного служения Родине. Даже Генштаб давно требует от депутатов ясности в этом вопросе. По мнению военных, для альтернативщиков необходимо предусмотреть лишь одно непременное условие: служиться им должно не короче и не легче, чем сверстникам-солдатам. Иначе за этакой разлюли-малиной в очередь станет столько призывников, что российские казармы окончательно обезлюдеют. Но нельзя превращать альтернативную службу и в подобие ГУЛАГа, резонно добавляли борцы за права человека. Вот на поиски "золотой середины" законодатели и потратили почти десять лет.
Что получилось в итоге? Главная баталия в Думе развернулась вокруг срока альтернативной гражданской службы. Солдат-срочник душой и телом принадлежит армии круглые сутки, включая сон, который в любую секунду могут прервать боевой тревогой или отправкой в наряд. Альтернативщиков же больше 8 часов в день никто работать не заставит, ибо регулировать этот процесс будет Трудовой кодекс. Стало быть, соотношение затрат времени - один к трем. Тогда получается, что по справедливости вместо двух лет срочной службы альтернативно пользу стране следует приносить аж шесть лет. Но это слишком даже на взгляд из-под козырька генеральской фуражки. В итоге Генштаб и правительство сошлись на четырех годах.
Однако думские либералы одновременно с правительственным вариантом внесли еще два законопроекта, где соответственно стояли сроки три и два с половиной года. Причем никакими расчетами авторы это не обосновывали, просто ссылались на мировой опыт и утверждали, что 48-месячный срок альтернативной гражданской службы - самый продолжительный в мире. Тут они правы. В Германии, к примеру, срочники служат 10 месяцев, а альтернативной - 13. В Финляндии соответственно - 8 и 13 месяцев. Но нашей бы армии германские или финские проблемы...
По расчетам Генштаба, к 2010-2012 годам Вооруженные силы подойдут к демографической яме, когда и без того невеликие призывные ресурсы резко сократятся. Даже и без массового бегства новобранцев "на альтернативу" укомлектованность наших полков и дивизий рядовым и сержантским составом грозит снизиться до 50-55 процентов. Надо ли усугублять проблему? Депутаты решили - не надо. И установили четырехлетний срок альтернативной гражданской службы в соответствии с рекомендациями правительства.
Еще один повод для грядущих депутатских дискуссий - предусмотренный законопроектом доказательный принцип поступления на этот вид службы. Действительно, как новобранцу доказать военкомату искренность и глубину убеждений, не позволяющих надевать военную форму? Какой убедительности справки и документы следует представить озабоченной выполнением плана призыва комиссии, чтобы она пошла навстречу? Надежда лишь на то, что во втором и третьем чтениях депутаты сумеют внести больше ясности в этот вопрос.
Впрочем, военные убеждены, что масштабы настоящего пацифизма в стране невелики и в любом случае желающих добровольно заменить воинскую службу на альтернативную будет сравнительно немного. По данным Генштаба, в 2000 году с соответствующими заявлениями в военкоматы по всей России обратилось всего 1966 человек - в двести раз меньше, чем было отправлено в войска. Другое дело, что еще больше желающих любым способом "откосить" от армии. Так они и на альтернативную службу вряд ли прельстятся.
ЗАКОНОПРОЕКТ ПРЕДЛАГАЕТ:
- Срок службы - 4 года (для лиц с высшим образованием - 2 года)
- Место прохождения службы - преимущественно по месту жительства.
- Вместе с заявлением о желании проходить альтернативную службу молодой человек должен доказать с помощью справок или иных документов, что он не может служить в армии.
- Рабочий день - нормированный (8 часов).
- Возможность получения образования или дополнительная работа в других местах разрешена.
- Если призывника уволят с места прохождения альтернативной службы за нерадивость, он автоматически отправится в армию.