ЧЕТЫРЕ КИТа ПОД МАТЕРИКОМ МПС

Древние полагали, что земля покоится на трех китах, вечно плавающих по огромному морю. Если образно представить железнодорожный транспорт в виде гигантского материка, окруженного океаном информации, то вполне объяснимой и уместной будет поддержка четырех КИТов. Это Комплексы Информационных Технологий, тесно увязанные между собою и включающие управление перевозками, маркетингом, экономикой и финансами, инфраструктурой, персоналом и социальной сферой.

Недавно на сетевое совещание в Подмосковье собрались "жрецы" КИТ-2 - начальники экономических служб железных дорог и представители информационно-вычислительных центров магистралей. Столь представительную аудиторию собрала важная проблема - специалистам предстояло обсудить внедрение Информационно-аналитической системы экономического мониторинга и прогнозирования (ИАС ЭМиП) на сети железных дорог. Эта система является частью утвержденной коллегией МПС финансово-экономической модели отрасли и призвана обеспечить руководителей всей необходимой информацией для принятия обоснованных решений как по оперативному управлению отраслью, так и по среднесрочному и перспективному планированию и управлению.
Она строится на принципах открытых систем в технологии иерархических хранилищ. Основными уровнями организационной иерархии системы являются сетевой и дорожный, которые интегрированы в единое дорожно-сетевое информационное хранилище. Аналитическая надстройка является логическим продолжением информационного хранилища и обеспечивает достижение основных целей системы в поддержке принятия решений по управлению отраслью.
Выступая перед коллегами, руководитель департамента экономики Министерства путей сообщения Борис Лапидус подчеркнул одну особенность новой системы, равной которой в России пока нет ни в одной из естественных монополий. Она заключается в том, что система ИАС ЭМиП строится самими пользователями. Именно поэтому в одном зале и собрались экономисты и вычислители. Представители экономических служб железных дорог формируют законы, по которым информация будет поступать в хранилище, они же определяют и набор обязательных показателей, которые должны учитываться при этом. Так что это уже следующий, более высокий уровень управления ресурсами, финансами и всем тем, что позволяет делать экономические прогнозы. Ничего подобного раньше на сети не было. Пользователь получал готовый продукт, скажем, базу данных, который заполнял статистическими сведениями. Сегодня наша экономика входит в состояние, когда на ее предприятия приходят наиболее совершенные механизмы экономического прогнозирования.
- Я слушаю сегодняшнюю дискуссию, - неожиданно разоткровенничался в перерыве Борис Моисеевич, - и радуюсь. Она отличается от такой же, но двухгодичной давности, как небо и земля. Это время совместной работы сблизило интересы программистов и экономистов. Они теперь говорят на одном языке, одним понятны и близки задачи других. Вспомните, как горячо выступила Елена Ширяева.
Ведущий инженер АСУ с Красноярской железной дороги живо интересовалась отличиями новой программы, разработанной сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) и нескольких дорог, от ее предшественницы, которую в последнее время осваивали красноярцы.
Уже в ходе работы совещания стало понятно, чем: ИАС ЭМиП действительно способна выдавать пользователю экономический прогноз. В ней реализован тот самый принцип, которого давно ждали наши специалисты: "если я это сделаю, то что будет?" Искусственный интеллект сможет просчитать сотни всевозможных вариантов и подсказать выход.
Конечно же, не без участия человека. Сама по себе программа, а точнее, целый комплекс высоких технологий не в состоянии что-либо сделать, если в информационные хранилища не будет поступать оперативная и полная информация с каждой дороги. Как сказал руководитель департамента, когда мы сделаем так, что каждая гайка, взятая кладовщиком с полки, отразится в сводной ведомости за всю сеть, тогда мы можем с полной уверенностью говорить, что система действует. Кстати, ждать этого момента осталось не так уж долго: по решению министерства ИАС ЭМиП должна быть введена в строй уже к концу нынешнего года. Материальная база для этого практически создана, ведь на это в том числе была рассчитана программа информатизации отрасли. Программные продукты прошли "горячую обкатку" на двух дорогах - Куйбышевской и Октябрьской. Осталось только тиражировать их на всю сеть и обучить специалистов.
С обучением вопрос тоже решен. Как сказала начальник учебного центра Главного вычислительного центра МПС Нелли Дудина, у них имеется разработанная программа специальных курсов, и с каждой дороги по семь специалистов начиная с апреля будут проходить подготовку. О том, что не будет особых проблем ни у экономистов, ни у вычислителей, убедительно говорили и люди, которые внедряли у себя новые программы. Заместитель начальника Куйбышевской магистрали Юрий Полянский, например, показал, как у них на дороге работает система, подчеркнув, что при этом много внимания было уделено тому, чтобы сбор информации имел четкую адресную привязку к конкретному исполнителю. Без этого достоверные данные получить будет невозможно. Как и повысить персональную ответственность работника.
Начальник экономической службы Северо-Кавказской дороги Наталья Архипова от новой автоматизированной системы ожидает большой прикладной функции. Поскольку сегодня экономисты оперируют сотнями показателей, а завтра их число еще вырастет, необходимо, чтобы машинный мозг, обрабатывая огромные массивы данных, давал не только четкий прогноз, но и ответ на многие вопросы, помогая детализировать данные.
С любопытством в течение нескольких часов участники сетевого совещания знакомились с развернутыми рабочими местами, консультировались и с разработчиками прикладных программ, и с теми, кто уже их опробовал в деле. Изящество в работе - свидетельство того, что программа получилась удачной. Новая система поражает простотой исполнения, за которой стоит, конечно же, огромный труд математиков и экономистов. Мне показалось, что Татьяна Баранова, демонстрировавшая ее в действии, даже получает удовольствие от того, насколько красиво и наглядно представляются скучные экономические показатели.
Гете говорил в свое время: "Если кто-нибудь указывает на что-нибудь новое... люди противятся со всей силой; они говорят о новом взгляде с презрением... и таким образом новой истине приходится ожидать долгое время, пока ей удастся проложить себе дорогу". Во времена великого немца, может быть, это утверждение и было справедливо. Но сегодня умножение информации идет семимильными шагами, и отставать железнодоржникам нельзя. Не случайно Борис Лапидус рассказал участникам совещания о новой экономической аналитической системе, разработанной программистами Австралии. Если до этого любая модель могла с той или иной точностью подсчитать, сколько денег провалилось сквозь дырку в кармане, то люди с зеленого континента дали деловому миру продукт, способный попросту залатать эту дыру. Целый ряд железных дорог на разных континентах уже перешел на нее и добился неплохих результатов в уменьшении эксплуатационных расходов. Скажем, в американской Юнион Пасифик благодаря аналитической системе довели число действующих локомотивов до 96 процентов. Лишь малое количество находится во всех видах ремонта и обслуживания, остальные "пашут" на линии. Летом ее продемонстрируют специалистам железных дорог России.
Будет ли у нас такое положение? Скорее всего, будет, когда под железнодорожным "материком" прочно утвердятся упомянутые четыре КИТа.