Напомним, что Израиль оккупировал юг Ливана под предлогом обеспечения безопасности своих северных районов от нападений ливанских и палестинских партизан. Эффективно сдерживать их он так и не смог. Именно чувствительные потери и подтолкнули израильтян к решению о выводе войск. Но если операции, проводимые мусульманской экстремистской организацией "Хезболлах", были реакцией на оккупацию и, как ожидают, прекратятся с уходом израильтян, то палестинское сопротивление было результатом продолжающегося более полувека изгнания палестинцев с родной земли.
В Ливане нашли приют 367 тысяч палестинских беженцев, живущих в 12 лагерях, в основном - на юге страны. "Ливан не может дать Израилю гарантии безопасности до тех пор, пока на его территории находятся палестинские беженцы", - заявил недавно президент страны Эмиль Лахуд. А проблема беженцев должна быть решена в контексте окончательного палестино-израильского урегулирования. Переговоры на этот счет ведутся сейчас в Вашингтоне. И хотя под давлением США обе стороны стремятся заключить окончательное соглашение в сентябре, пока нельзя с уверенностью сказать. что этот срок будет выдержан.
Ливанцы хорошо знают, как ведут себя израильтяне, почувствовав опасность: бомбят все подряд. В феврале они даже специально разрушили электростанции в отместку за действия бойцов "Хезболлаха". Раз правительство Ливана не готово дать Израилю гарантий безопасности, не предпримет ли он вновь массированные налеты на своего северного соседа?
Неясно, как поведет себя Армия Южного Ливана. Ее бойцы были вооружены и обучены израильтянами. По ливанским законам эти люди - предатели, и в случае ухода израильтян их ждет трибунал. Командующий этой марионеточной армией генерал Антуан Лахад заявил, что его бойцы сложат оружие только в случае амнистии. Уходить из Ливана вместе с израильтянами многие из них не собираются. И не исключено, что лахадовцы могут оказать серьезное сопротивление ливанской армии, когда она начнет продвигаться в глубь нынешней израильской "зоны безопасности", протянувшейся 15-километровой полосой вдоль границы. К тому же многие из 80 тысяч жителей этой зоны, давно отрезанные от остальной территории страны, живут (и неплохо) за счет торговых и других связей с Израилем. Среди них могут найтись люди, готовые пополнить отряды Лахада. Да и израильтяне вряд ли бросят своих союзников на произвол судьбы.
Правительство Ливана предпочло бы, чтобы вывод израильских войск произошел в контексте всеобъемлющего ближневосточного урегулирования, включая сирийское направление. Но израильтяне намерены уйти с Юга Ливана в одностороннем порядке на фоне жесткой позиции Сирии, играющей главенствующую роль в Ливане, и тупика на израильско-сирийских переговорах. Израильское правительство официально сняло запрет на жилищное строительство на Голанских высотах, аннексированных у Сирии после войны 1967 года. Наблюдатели расценивают этот шаг как откровенную провокацию.
Словом, радостное само по себе событие может обернуться новым кровопролитием. Как избежать его - ломают сейчас голову политики не только в Бейруте, но и в Дамаске.
P.S. "Хезболлах" никогда не признает Государство Израиль, заявил лидер этой ливанской шиитской организации шейх Хасан Насралла в интервью журналу "Тайм". По словам 40-летнего шейха, в новых условиях, когда Израиль обязался вывести к июлю свои войска из Ливана, не могут не меняться и задачи "Хезболлаха". Хасан Насралла намерен постепенно трансформировать свою организацию в одну из самых влиятельных политических партий в Ливане.
"Армия Южного Ливана" (АЮЛ) будет продолжать сражаться даже после вывода из Ливана израильских войск. С таким заявлением выступил командующий АЮЛ генерал Антуан Лахад, выступая в израильском пограничном городке Метула. Он высказался против планов израильского правительства предоставить личному составу его армии политическое убежище в Израиле. По словам Лахада, солдатам АЮЛ предстоит выбрать один из трех вариантов своего поведения после ухода израильтян - искать защиты у ливанского правительства, стать беженцами в Израиле или остаться в Ливане и защищать свою землю. "Мы предпочитаем третий вариант", - подчеркнул генерал. АЮЛ насчитывает около 2600 военнослужащих.