Умели летать, умели мечтать

В списке лучших в мире самолетов нашлось место нашим крылатым ветеранам

Влиятельное издание Popular Mechanics опубликовало список лучших самолетов последних 40 лет. В нем нашлось место и нашим былым достижениям. В 1988-м самолетом года был назван Ан-225 «Мрия», а в 1998-м — Бе-200 «Альтаир». Корреспонденту «Труда» удалось поговорить с людьми, имевшими отношение к появлению и эксплуатации этих замечательных машин.

Заслуженный летчик-испытатель СССР Александр Васильевич Галуненко не удивился моему звонку в Киев. Двадцать лет назад он был гостем нашей редакции, рассказывал, как впервые поднимал в небо исполина (длина — 84, размах крыла 88 метров. Ан-225 весит 250 тонн и еще столько же груза способен доставлять по воздуху).

«Ан-225 разрабатывался для перевозки компонентов ракет-носителей и космических аппаратов. Но программу эту быстро свернули, — напоминает Александр Васильевич. — С тех пор «Мрия», существующая в единственном экземпляре, выполняет только коммерческие полеты. Еще один такой самолет готов на 70%, но своими силами, без серьезного инвестора, достроить его невозможно...»

В 1988 году «Мрия» доставила из Байконура в Киев, а затем в Москву 52-тонный «Буран». Самолет экспонировался на авиакосмическом салоне в Ле Бурже, где произвел фурор. Совершил трансатлантические перелеты в США. Американцам пришлось признать, что крупнейший из всех летающих на планете самолетов — не боинг. А потом СССР не стало. Гигант простоял на земле семь лет, пока его не вернули к жизни специалисты АНТК имени О.К. Антонова и запорожского моторостроительного предприятия «Мотор Сич». Они полностью обновили авионику, усилили конструкции фюзеляжа. В сентябре 2001-го самую большую в мире крылатую машину снова поднял в воздух Александр Галуненко, установив попутно сразу 110 мировых рекордов.

В начале марта Александр Васильевич отметил 75-летие. Сегодня он преподает основы безопасности полетов будущим пилотам в Национальной летной академии Украины.

«Годы, когда мне довелось сидеть за штурвалом «Мрии», незабываемы, — признает Галуненко. — Летать на таком самолете — мечта каждого летчика. Кстати, неслучайно его название так и переводится: «мечта».

Увы, мечта несбыточная. Той страны, что сумела сконструировать и построить этот самолет, больше нет, а в одиночку ни Украине, ни России такой проект не осилить.

Уникален и многоцелевой самолет-амфибия Бе-200, предназначенный для пожаротушения, экстренной помощи в районах чрезвычайных бедствий, поиска и спасения на воде. Он может взять на борт 12 тонн воды и погасить очаг возгорания там, куда по земле не добраться. На балансе МЧС России числится дюжина крылатых амфибий. Но из них летают только семь самолетов. Почему?

Вот мнение заслуженного военного летчика полковника Валерия Крузе (это с ним летал Владимир Путин в августе 2010-го над Рязанью): «Беда этой машины с самой современной авионикой, управлением и системой безопасности в том, что ее продвижение на рынке затянулось более чем на 20 лет. Ошибкой была передача производства из Таганрога в Иркутск. Мешает отсутствие сертификации для гражданской авиации».

Главный конструктор самолета Александр Явкин напоминает: «Проект «Бе-200» был ориентирован на завоевание мирового рынка, для чего были и до сей поры остаются основания. Самолет обладает непревзойденным набором летно-технических, экономических и эксплуатационных характеристик. Однако в России самолет, эксплуатирующийся в МЧС с 2003 года, в качестве эффективного авиационного спасательного средства не рассматривается. Потому что спасать людей и леса в регионах, удаленных от Москвы, признано неэкономичным».

Три года назад президенту России группа энтузиастов направила предложения по созданию целого флота противопожарных самолетов на базе Бе-200, действующего под международной эгидой в пожароопасных зонах мира «по вызову». Но масштабная идея осталась на бумаге, хотя лесные пожары — бич планеты. Впрочем, рассчитывать на реализацию таких проектов сегодня не приходится: и политическая погода нынче нелетная, и многое из того, чем обладала наша страна еще 30 лет назад, безнадежно утрачено.

Интересно, попадут ли российские самолеты в следующий список лучших по версии Popular Mechanics лет этак через 20-30?