В Белоруссии гражданам пообещали выплачивать вознаграждения за сведения о взяточниках и казнокрадах, и добровольные стукачи работают на совесть
В Комитете государственной безопасности Белоруссии отчитались об успехах в борьбе с мздоимцами. В этом году соседи пообещали гражданам выплачивать вознаграждения за сведения о взяточниках и казнокрадах, и теперь каждое второе дело заводится с подачи добровольных информаторов. Насколько реально перенесение финансового поощрения народного стука на российскую почву, и что по этому поводу говорит международный опыт?
Судя по всему, в Белоруссии всерьез решили покончить с коррупцией. Республика и раньше была одной из самых недружественных к мздоимцам стран в Европе. Этот факт подтверждают антикоррупционные рейтинги международного сообщества, которое трудно заподозрить в особых симпатиях к Белоруссии. Принцип неотвратимости наказания здесь действует даже для высокопоставленных чиновников. Как в случае с первым замом мэра Минска, которого поймали на взятке в полмиллиона долларов и осудили на 14 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Но на нары также сядет и врач районной поликлиники, попавшийся на продаже липового больничного.
А в новом году власти заявили, что с февраля привлекают к борьбе со взяточниками широкие народные массы, причем на отнюдь не бескорыстной основе. Любой гражданин может отправить бумажное или электронное письмо в генеральную прокуратуру c изложением фактов, касающихся коррупционного преступления. Однако рассчитывать на финансовое вознаграждение любители специфического эпистолярного жанра могут только при определенных условиях. Во-первых, государство готово платить только за факты, а не за слухи, намеки и подозрения. Во-вторых, деньги информатору перечислят только после завершения следственных мероприятий и вынесения обвинительного приговора подсудимому. И в-третьих, предельный размер выплаты ограничен эквивалентом 500 долларов в местной валюте (что по местным меркам не так уж мало). Официальных данных о результатах эксперимента пока нет, но генпрокуратура сообщила, что примерно половина уголовных дел коррупционной направленности уже возбуждаются по сигналам бдительных граждан.
Стоит заметить, что белорусы не изобретали велосипед, а просто переняли мировой опыт борьбы с коррупцией. Уже несколько лет система поощрения доносов действует в Казахстане. А много раньше она получила широкое распространение в США. Там в некоторых штатах наблюдательный человек с активной гражданской позицией вправе рассчитывать на процент от штрафа, который по его сигналу правоохранительные органы выставят нарушителю или преступнику. Процесс давно отлажен, и размер особенно щедрых выплат исчисляется миллионами. Но дальше всего в этом направлении пошли власти Мексики, которые пообещали выплачивать доносчику четверть имущества, конфискованного у арестованного наркобарона. Это предложение было адресовано скорее не простым мексиканцам, а посвященным главарям преступных группировок, чтобы они соблазнились удобной возможностью разделаться с конкурентами.
Перспективы выплаты гонораров разоблачителям коррупционеров периодически обсуждаются и в России. Однако до конкретных законодательных инициатив дело еще ни разу не дошло. Впрочем, может, оно и к лучшему. Во многих семьях в нашей стране живы предания о сталинских временах, когда по наветам и анонимкам безвинных отправляли на Колыму. Сейчас нравы куда мягче. Но не понаслышке зная, как работают российские суды, могу с уверенностью сказать, что одного лживого доноса от завистника или беспринципного карьериста будет вполне достаточно для того, чтобы испортить человеку жизнь.
Тем более что наши коррупционеры ни от кого особо и не прячутся. Обзорная прогулка по окрестностям Рублево-Успенского шоссе может повергнуть неподготовленного человека в культурный шок. И многие дворцы в этом суперэлитном районе Подмосковья принадлежат отнюдь не эстрадным звездам и успешным бизнесменам. Они записаны на родственников чиновников среднего звена, отставных и действующих правоохранителей и даже на безработных. И ничего, вполне себе существуют, не вызывая вопросов у дюжины контролирующих структур.
Что в этой реальности может изменить метод оплаченного народного стука? Разве что стукнут по голове самого не в меру любопытного и корыстолюбивого правдолюбца...