Яков Рюмкин – легендарный советский фотожурналист, сотрудничавший с такими изданиями как «Правда» и «Огонек», – известен как мастер неформального, согретого человеческим теплом репортажа и портрета. В этом можно убедиться на выставке «Живите, пожалуйста!», развернутой в столичном Центре фотографии имени братьев Люмьер.
О своих снимках Рюмкин говорил так: «Ни одна из моих фотографий не была сделана специально». И действительно – искусственность напрочь чужда работам Рюмкина, зато с его снимков глазами живых людей смотрит на нас эпоха – первые предвоенные годы, война, послевоенное возрождение жизни.
В выставочном зале зритель первым делом видит большую фотографию счастливого Рюмкина на фоне Бранденбургских ворот в Берлине. Тема разрушенных зданий, которые в будущем нужно будет восстановить, прослеживается во многих военных снимках фотографа. Ведь у зданий, как у людей, свои судьбы, и их так же калечила война.
Что удивительно, все люди, запечатленные Яковым Рюмкиным, излучают надежду и оптимизм. Несмотря на пережитые трагедии, ни на одном лице нет беспросветной печали – будь то маршал Жуков, или простые солдаты, присевшие передохнуть на поляне, или жители Сталинграда посреди руин освобожденного города. Невольно вспоминаются строки Лебедева-Кумача из песни 1943 года, потом так удачно повторенные героем легендарной картины «В бой идут одни старики», которого сыграл Леонид Быков: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» И даже фотография, в которой открыто присутствует трагический подтекст, – снимок «Война началась на следующий день. Мирное утро», – не изображает человеческих мук и страданий. На ней – беззаботный ребенок в коляске, вокруг которой порхают голуби.
Острота взгляда Рюмкина заметна и в фотографиях, запечатлевших простых людей: рабочих, мальчиков-боксеров, девочку, читающую букварь, ребят, играющих во врачей, детвору, гоняющую мяч во дворе, молодых людей, спешащих на пляж. Некоторые фотографии заставляют улыбнуться неожиданному повороту жанрового сюжета – как, например, «Отцы и дети», где молодые отцы прогуливают своих чад в парке в колясочках. Особое место на выставке занимают снимки праздников – освобождения Сталинграда, парашютного парада в Тушине, конечно же Дня Победы. И главные герои, разумеется – не самолеты и парашюты, а люди, которые, мы понимаем это, далеко не всегда знакомы друг с другом, но на их лицах читается общая радость.
Красной нитью через все творчество фотографа проходит мысль: для вечности не существует дат. Наша короткая жизнь для нас – вечность. И работы Рюмкина взывают: жить несмотря ни на что, вопреки испытаниям и трагедиям. Так что лучшего названия, чем дали выставке ее устроители, пожалуй, не придумаешь.