Шашечки - и ехать

В кризисное время все больше водителей используют личное авто как средство заработка. Правда, ни те, кто "бомбит", ни те, кто пользуется услугами частного извоза, как правило, не задумываются над тем, как регулируется деятельность самодеятельных таксистов и как обезопасить себя от возможных неприятностей.

Под крыло фирмы

Кроме властей за "бомбилами" охотятся и официальные таксисты: прокалывают шины их автомобилей и даже избивают. В общем, неприятностей выше крыши. Но избежать их все-таки можно. Самый простой - уйти под крыло фирмы, которая занимается перевозками пассажиров. Это может быть не таксопарк, а транспортная организация, частная диспетчерская или фирма, например сеть ресторанов. Их телефоны есть в интернете и в газетах. С представителями нескольких компаний, которым требуются водители с личным авто, удалось поговорить. Требования к автомобилистам и их машинам примерно одинаковые.

Кандидат в таксисты должен иметь:

1. Водительское удостоверение категории В.

2. Стаж работы по специальности не менее трех лет. Многие просят подтвердить этот факт выпиской из трудовой книжки.

3. Возраст от 25 до 60 лет, но часто фирмы не хотят связываться с водителями старше 50.

4. Местную прописку. Иногда место жительства должно быть вблизи обслуживаемого фирмой района.

5. Хорошее знание города. Это проверяется на собеседовании.

6. Возможность работать в любое время суток, то есть ненормированно. Одна крупная ресторанная сеть предложила мне ночной график работы.

7. Приличный внешний вид и спокойный характер.

Автомобиль кандидата тоже должен соответствовать некоторым стандартам. В Москве фирмы требуют, чтобы это была иномарка не старше пяти лет, чистая и ухоженная. Машина должна быть зарегистрирована официально, иметь ОСАГО и не липовый, а чистый техосмотр. Многие столичные фирмы хотят, чтобы в вашем авто были установлены навигатор и хорошая аудиосистема. Некоторые предлагают оборудовать машину радиостанцией за ваш счет, но чаще всего мобильного телефона достаточно. Бензин, ремонт в большинстве фирм - за счет владельца машины.

Если вы проходите отбор, то фирма обещает платить зар-плату или отдавать процент от полученных вами с пассажиров денег. На этот счет заключается договор. Ежемесячная зарплата колеблется от 20 до 35 тысяч рублей, а процент - от 20 до 35. Большой минус такой подработки состоит в том, что вы по сути остаетесь таким же "бомбилой", только с договором на руках. Компании, чтобы завлечь водителей, обещают и защиту от бандитов, и помощь при решении проблем с ГАИ, но все это на словах. Поэтому лучше выбирать фирмы, которые не просто предоставляют работу, но и оформляют для вас документы на право быть индивидуальным предпринимателем. Такая компания (чаще это или таксопарки, или частные фирмы-диспетчерские) действительно не даст вас в обиду и обеспечит сполна заказами. А значит, и заработком.

Как стать ИП

Заниматься частным извозом официально на своем авто тоже можно. Для этого надо зарегистрироваться в региональном отделении Федеральной налоговой службы в качестве индивидуального предпринимателя - ИП, потом купить кассовый аппарат, поставить его на обслуживание и так далее. Придется потратить время, деньги. Но всех этих хлопот можно избежать, если обратиться в частное агентство. Исполнительный директор одного из них Наталья Городничева подсказывает:

- Заботы по регистрации мы берем на себя. Гражданин должен быть дееспособным и совершеннолетним (не моложе 18 лет), иметь паспорт с пропиской в регионе. Статус ИП не могут получить государственные и муниципальные служащие. Примерно через неделю все документы будут готовы. За услуги надо заплатить 5400 рублей. Однако заниматься частным извозом можно начинать только после того, как будет открыт расчетный счет в банке, а также установлен, зарегистрирован и поставлен на обслуживание кассовый аппарат в машине. Мы помогаем сделать и это. Услуга вместе с аппаратом (выглядит он как обыкновенный калькулятор) стоит около 22 тысяч рублей. По желанию мы делаем и печати для ИП.

- А надо ли отдельно получать лицензию?

- Нет. Частный извоз, если речь только о перевозке пассажиров в легковом авто, не лицензируется. Новоиспеченный ИП получает журнал учета доходов, куда каждый день нужно вносить все суммы, полученные от пассажиров, и можно спокойно работать. Налог платить можно в конце года или поквартально. Это 6% от суммы, которая прошла через кассовый аппарат. Не так уж много.

- Однако ИП, которые занимаются частным извозом, жалуются, что их останавливают работники милиции, придираются, вымогают деньги. Куда жаловаться?

- В службу собственной безопасности МВД, милицейскому начальству...

- А если наезжают налоговики?

- Они имеют право преследовать только за неуплату налогов. Каждому ИП желательно хорошо изучить статью 198 УК РФ. В ней, в частности, говорится, что уголовная ответственность может наступить тогда, когда имеется недоимка в крупном или особо крупном размере.

Частный извоз, если речь идет только о перевозке пассажиров в легковом авто, не лицензируется. Нужно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП) и получить журнал учета доходов. Налог платится в конце года или поквартально и составляет 6% от суммы, которая прошла через кассовый аппарат.

Милиция и налоговые органы имеют право преследовать водителей, занимающихся частным извозом, только за неуплату налогов. Уголовная ответственность может наступить тогда, когда имеется налоговая недоимка в крупном (более 100 тысяч рублей в пределах 3 финансовых лет подряд) или особо крупном (более 500 тысяч рублей в пределах 3 финансовых лет подряд) размере.

Чтобы уличить водителя в незаконном предпринимательстве, работники милиции часто работают под видом пассажиров. Садятся в машину частника, а при оплате фиксируют нарушение закона. Наказание за незаконную предпринимательскую деятельность - либо штраф, либо обязательные работы, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев. Если доход в особо крупном размере, то наказанием за незаконное предпринимательство будет либо штраф, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Вопрос - ответ

- Я являюсь индивидуальным предпринимателем - вожу людей. И вот говорят, что скоро все такси в столице будут занесены в реестр и получат стандартную символику. А меня это коснется?

Светлана Липкина Москва

- В этом году в столице, например, должен начать действовать закон "О такси в Москве", принятый летом прошлого года. Мэр Юрий Лужков заявил, что согласно этому закону все такси станут официальными. Это значит, что и частникам, которые получили статус ИП, придется наклеивать шашечки на автомобиль или вешать их на крышу.